Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела исторических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН: Российская Федерация, 426004, г. Ижевск, ул. Ломоносова, д. 4; тел.: +7 (3412) 68-89-11; e-mail:
elvpopova@yandex.ru
В статье рассматривается символика и обрядовые функции сакральных локусов современного сельского дома у бесермян: красный угол, стол, матица, печь, порог, дверь. В традиционных представлениях и обрядах дом предстает как центр освоенного пространства. Его мифологическое осмысление происходит в рамках таких категорий традиционной модели мира, как «центр/периферия», «граница», «свое» и «чужое» пространство. В качестве мифологического центра жилища может выступать передний угол, стол, печь, а его границ — матица, окна, порог, дверь, устье (дымоход) печи. В круг важных объектов сакрального пространства современного бесермянского дома по-прежнему входит подполье. Представления о почитаемых локусах остаются актуальными и реализуются в повседневной жизни, этикетных нормах, знахарской практике, календарных, семейных и рекрутских обрядах. Почитаемые локусы сохраняют за собой функции маркировки центра и границ пространства, закрепления связей с родным домом или наоборот — их «разрывания» и проведения границ. Сохранились традиции, связанные с постройкой и переездом в новый дом. Пространство дома и его сакральные локусы в обрядах, гостевых традициях и этикете коррелируют с социальным и гендерным статусами живущих в доме или пришедших в него.
Агапкина 2011 — Агапкина Т.А. Символика освоенного пространства: угол // Пространство и время в языке и культуре. М., 2011. С. 13–53.
Байбурин 1983 — Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.
Богаевский 1888 — Богаевский П.М. Очерк быта сарапульских вотяков // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. М., 1988. Вып. 3. С. 14–64.
Владыкина 1992 — Владыкина Т.Г. Удмуртские поверья в системе этносоциальной регламентации // Традиционное поведение и общение удмуртов. Ижевск, 1992. С. 126–170.
Волкова 2003 — Волкова Л.А. Земледельческая культура удмуртов. Ижевск, 2003. Лавонен 2000 — Лавонен Н.А. Стол в верованиях карел. Петрозаводск, 2000.
Мороз 2008 — Мороз А.Б. Стол в севернорусских поверьях и обрядах // Традиционное русское застолье. М., 2008. С. 36–43.
Попова 1998 — Попова Е.В. Семейные обычаи и обряды бесермян (конец XIX — 90-е годы ХХ в.). Ижевск, 1998.
Попова 2008 — Попова Е.В. Плацента в системе сакральных представлений бесермян // Народная медицина в системе культурной адаптации населения Европейского Севера: итоги и перспективы междисциплинарных исследований. Сыктывкар, 2008. C. 177–189.
Попова 2011 — Попова Е.В. Культовые памятники и сакральные объекты бесермян. Ижевск, 2011. С
адиков 2001 — Садиков Р.Р. Поселения и жилища закамских удмуртов (материальный и духовный аспекты). Уфа, 2001.
Салмин 2010 — Салмин А.К. Традиционные обряды и верования чувашей. СПб., 2010.
Слудняков 2015 — Слудняков А.О. Красный угол: материальные и духовные аспекты эволюции интерьера крестьянского жилища // Этнографическое обозрение. 2015. № 1. С. 137–152.
Христолюбова 1984 — Христолюбова Л.С. Семейные обряды удмуртов. Ижевск, 1984.
Христолюбова 2004 — Христолюбова Л.С. Мифологизмы повседневности // Удмуртская мифология. Ижевск, 2004. С. 111–119.
Цивьян 2011 — Цивьян Т.В. Окно — Глаз (к антропоморфизации дома) // Традиционная культура. 2011. № 2. С. 19–24.
Черных 2002 — Черных А.В. Военная служба и проводы в солдаты у тулвинских татар и башкир во второй половине XIX–XX в. // Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: История и современность: Материалы региональной науч.-практ. конф. Глазов, 2002. С. 60–62.
Шкляев 1989 — Шкляев Г. К. Обряды и поверья удмуртов, связанные с жилищем // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. Ижевск, 1989. С. 28–43.