СЕКЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ МУЗО НАРКОМПРОСА И ЕЕ РОЛЬ В ИСТОРИИ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОГО ПЕРИОДА

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
русская музыкальная фольклористика 1920-х гг., Музыкально-этнографическая комиссия, МУЗО Наркомпроса, ГИМН, ГАХН, Московская консерватория
Автор
Смирнов Д. В.
Сведения об авторе
Дмитрий Владимирович Смирнов
Кандидат искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории музыки и музыкального образования Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, член Союза композиторов России: 125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6; тел.: + 7 (495) 629  85  31, e-mail: smrndv@mail.ru
Аннотация

Статья основана на материалах архивно-рукописного отдела Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Автором осуществлен обзор деятельности секции изучения народной музыки этнографического подотдела музыкального отдела (МУЗО) Наркомпроса — одного из первых научных учреждений России послеоктябрьского периода. Рассмотрены основные направления этой деятельности, которая развивалась в трех традиционно оформившихся в дореволюционной музыкальной фольклористике направлениях: научно-исследовательском, экспедиционно-собирательском и просветительском. Дана характеристика важнейших видов работы секции.

На основе протоколов заседаний секции сделан обзор научных докладов и сообщений, посвященных как новым, неизвестным ранее материалам, так и подготовленным к печати песенным сборникам. Также описаны издательские проекты секции, осуществлена их классификация, которая включала в себя публикации экспедиционных записей, переиздания наиболее значимых отечественных собраний, издание в русском переводе книг иностранных авторов, подготовка учебных пособий по музыкальному фольклору, выпуск собирательских программ, анкет, опросников. Особое значение секцией придавалось переизданию сборника лирических песен Н. М. Лопатина — В. П. Прокунина с включением неизвестных ранее документов.

Автором дана оценка деятельности секции, заявившей себя в качестве полноправного подразделения, способного возглавить в стране работу по собиранию и изучению музыкального фольклора, сохранив при этом богатейшие традиции дореволюционной науки. Созданный в короткие сроки высокопрофессиональный научный коллектив единомышленников, в который вошли участники прекратившей существование Музыкально-этнографической комиссии и заново набранные сотрудники, показал исключительную жизнестойкость. Благодаря его энергичным действиям был дан импульс для дальнейшего развития в стране музыкальной фольклористики как науки и учебной дисциплины.

Список литературы

Иванова 2009  — Иванова Т. Г. Государственная академия художественных наук и ее роль в истории русской фольклористики 1920-х годов // Этнографическое обозрение. 2009. № 3. С. 52–60.

Квитка 1971  — Квитка К. В. Избранные труды: в 2 т. М., 1971. Т. 1.

Ливанова 1975  — Ливанова Т. Н. Из прошлого советской музыкальной науки (ГИМН в  Москве) // Из прошлого советской музыкальной культуры. М., 1975. С. 267–335.

Лопатин, Прокунин 1956 — Лопатин Н. М., Прокунин В. П. Русские народные лирические песни. М., 1956.

Толстой 1926  — Толстой С. Л. В. Прокунин и  Н. Лопатин. Их жизнь и  труды // Труды Государственного института музыкальной науки: Сборник работ Этнографической Секции. М., 1926. Вып. 1. С. 68–82.

Vallaschek 1893  — Vallacshek R. Primitive Music: An Inquiry into the Origin and Development of Music, Songs, Instruments, Dances, and Pantomimes of Savage Races. London, 1893.