https://orsid.org/0000-0003-3484-5311
Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и антропологии СО РАН:
Российская Федерация, 670041, г. Улан-Удэ, ул. Сахъяновой, д. 6;
тел.: +7 (3012) 43-35-51; e-mail: barguten@mail.ru
Статья подготовлена в рамках государственного задания (проект «Этнокультурная идентичность в архитектонике фольклорных и литературных текстов народов Байкальского региона», № 121031000259–6).
Статья посвящена известному традиционному шаманскому культу одного из духов — хозяев реки Лены у качугских бурят — Ажирай бүхэ (Ажирай-силач), получившему наибольшее распространение в конце XIX — середине XX в. Данный культ широко известен среди бурят — у представителей эхиритского племени и других этнических групп Байкальского региона. В статье предпринята попытка анализа ритуально-обрядовой части культа Ажирай бүхэ на основе метода Л. Н. Виноградовой и С. М. Толстой по ритуальным приглашениям мифологических персонажей. Использование собственных полевых материалов, архивных записей, историко-сравнительный анализ позволили выявить динамику в призываниях шаманов, морфологию и персонажный, локативный, акциональный и предметный коды обрядовой части самого культа, а также общее и особенное пространственно-временного континуума культа Ажирай бүхэ, локальные особенности религиозных шаманских традиций в контексте общебурятской этнокультурной истории. Данный обряд носит особый характер воинского культа, и дух-хозяин Ажирай бүхэ стал востребован вновь в связи с политической ситуацией в стране как символ защиты военнообязанных и всех жителей Байкальского региона. В современной ситуации обряд выполняет уже новую функцию глобального характера — объединение эхиритов этнической Бурятии.
Дальнейшее изучение сакральных центров и объектов Качугского, Эхирит-Булагатского, Ольхонского районов Иркутской области в перспективе позволит выявить историко-культурные взаимосвязи в контексте мифологических и религиозных представлений в бурятских и баргутских (Центральная Азия) шаманских традициях.
Источники и материалы
Балдаев, архив — Фонд С. П. Балдаева.Ф. 36. Оп. 1. Д. 1064. Центр восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН.
БАМРС 2001 — Большой академический монгольско-русский словарь. Т. 1. А — Г / Отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2001.
Жамцарано 2011 — Жамцарано Ц. Путевые дневники. 1903–1907 гг. / Сост. Ц. П. Ванчикова, В. Ц. Лыксокова, И. В. Кульганек. Улан-Удэ: Республ. тип., 2011.
ПМА 2001 — Полевые материалы автора. Зап. от Санжидмы Упаловны Дармаевой, 1928 г. р., из рода шубтхэй шоно, с. Барагхан, Курумканский р-н, Республика Бурятия. 2001 г.
ПМА 2021 — Полевые материалы автора. Зап. от Александра Борисовича Алхунова, 1971 г. р., из рода шоно, с. Загулан, Качугский р-н, Иркутская обл. 2021 г.
Шагдаров, Черемисов 2010 — Шагдаров Л. Д., Черемисов К. М. Буряад-ород толи. Бурятскорусский словарь. Т. 1. А — Н. Улан-Удэ: Республ. тип., 2010.
Исследования
Алексеев 1975 — Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX — начале XX в. / Отв. ред. И. С. Гурвич. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1975.
Богатырев 2006 — Богатырев П. Г. Функционально-структуральное изучение фольклора (малоизвестные и неопубликованные работы) / Сост., вступ. ст. и коммент. С. П. Сорокиной. М.: ИМЛИ РАН, 2006.
Болхосоев 2016 — Болхосоев С. Б. Избранничество: феномен шаманской наследственности удха у предбайкальских бурят. Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2016.
Виноградова, Толстая 1995 — Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Ритуальные приглашения мифологических персонажей на рождественский ужин: формула и обряд // Малые формы фольклора: Сб. ст. памяти Г. Л. Пермякова / Сост. Т. Н. Свешникова. М.: Вост. лит., 1995. С. 166–197.
Гомбоев 2002 — Гомбоев Б. Ц. Почитание духов гор у окинских бурят // Этнографическое обозрение. 2002. № 2. С. 69–77.
Дашиева 2012 — Дашиева Н. Б. Традиционные общественные праздники бурят: история и типология / Отв. ред. вып. З. П. Соколова. М.; Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГБОУ ВПО ВСГАКИ, 2012. (Сибирь: этносы и культуры).
Дугаров 1991 — Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М.: Наука, 1991.
Мельникова 2011 — Мельникова Л. В. Шишкинская писаница. Т. 1. История и методика изучения, проблемы музеефикации, описание иероглифов / Л. В. Мельникова, В. С. Николаев, Н. И. Демьянович. Иркутск: Ин-т земной коры СО РАН, 2011.
Мельникова 2012 — Мельникова Л. В. Шишкинская писаница. Т. 2. Природные условия формирования плоскостей, основные сюжеты и датировка, семантика древних образов и объекта в целом / Л. В. Мельникова, В. С. Николаев, Н. И. Демьянович. Иркутск: Ин-т земной коры СО РАН, 2012.
Михайлов 1987 — Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск: Наука, 1987.
Новик 2019 — Новик Е. С. Миф и ритуал народов Сибири: Избр. ст. / Сост. С. С. Макаров; Отв. ред. О. Б. Христофорова; Вступ. ст. С. Ю. Неклюдова, О. Б. Христофоровой. М.: РГГУ, 2019.
Окладников 1976 — Окладников А. П. История и культура Бурятии. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1976.
Соловьева 2020 — Соловьева А. А. Разъяренные святыни: современные монгольские фольклорные нарративы о разрушении почитаемых мест при социализме // Традиционная культура. 2020. № 2. С. 136–147.
Цыбикдоржиев 2003 — Цыбикдоржиев Д. В. Происхождение древнемонгольских воинских культов (по фольклорно-этнографическим материалам бурят) / Отв. ред. Б. Р. Зориктуев. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003.
Монгол сацал 2021 — Монгол сацал, мялаалгын үгийн дээжис. Хэл зохеолын хүрээлэн / Эмхэтгэсэн Ч. Заяасурэн; Ред. С. Ховсгол. Улаанбаатар: Соёмбо, 2021. На монг. яз.
Цолоо, Гантогтох 2007 — Цолоо Ж., Гантогтох Г. Арван гурван ноёдын дуун (Песни тринадцати духов-покровителей) / Ред. А. Монхцэцэг. Улаанбаатар: Бит прес ХХК, 2007. На монг. яз.
Гомбоев Б. Ц. Шаманские традиции у качугских бурят (на примере культа Ажирай бүхэ) // Традиционная культура. 2022. Т. 23. № 4. С. 79–91.