«ШИРОКИЙ ПУТЬ» В СОЗНАНИИ СТАРООБРЯДЦЕВ ЕНИСЕЯ: СОВРЕМЕННАЯ НАРОДНАЯ КАРТИНКА О ПРОЦЕССАХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
глобализация, старообрядчество, народная картинка, лубок, историческая память, визуальный образ
Автор
Е.В. БЫКОВА, А.В. КОСТРОВ
Сведения об авторе
ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА БЫКОВА
https://orcid.org/0000-0002-6024-5398
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии и социологии Вятского государственного университета:
Российская Федерация, 610000, г. Киров, ул. Московская, д. 36;
тел.: +7 (8332), 74-24-71; e-mail: ev2_74@mail.ru

АЛЕКСАНДР ВАЛЕРЬЕВИЧ КОСТРОВ
https://orcid.org/0000-0001-5274-5424
Доктор исторических наук, профессор кафедры мировой истории и международных отношений Иркутского государственного университета:
Российская Федерация, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 1;
тел.: +7 (3952) 24-38-75; e-mail: a_kostrov@mail.ru
Аннотация

 В статье предпринят анализ народной картинки «Две дороги —  Два пути», найденной во время экспедиции в старообрядческие поселения Республики Тыва в 2016 г. Дальнейшие полевые исследования в 2017 г. подтвердили популярность подобного изобразительного материала в среде старообрядцев-часовенных, проживающих на Енисее. Особое внимание современного старообрядческого художника привлекает тема «широкого» и «узкого» пути, которая обсуждается в разных возрастных группах. Анализ визуального источника демонстрирует, что нарастающие процессы глобализации, распространение новых электронных и спутниковых технологий, динамичное развитие СМИ неизбежно ведут к формированию единого информационного пространства, трансформируя или разрушая традиционное общество. Старообрядцы, проживающие в Сибири, при декларативном консерватизме и попытках быть в изоляции, своими письменными и изобразительными источниками показывают осведомленность о современной цивилизации и отношение к ней. Современная старообрядческая лубочная картинка является уникальным свидетельством сегодняшних тенденций трансформации традиционного религиозного сознания старообрядцев-часовенных.

Народная картинка соединила в себе разные идейно-художественные парадигмы: древнерусские традиции с тенденциями постмодернизма. Сочетая изображение и слово, она предстает единым текстовым пространством, объединенным общностью тем, образов и подходов к греховности мира и возможности спасения.

Как показали исследования, народная картинка, вслед за священным текстом и иконой, предлагает себя в качестве навигатора жизненных стратегий и показывает свой аутентичный путь к спасению, отражающий доктрину старообрядцев часовенного согласия. 

Список литературы

Гурьянова 1996 —  Гурьянова Н. С. История и  человек в  сочинениях старообрядцев XVIII века. Новосибирск, 1996.

Духовная литература 1999 —  Духовная литература староверов востока России XVIII–  XX вв. / Отв. ред. Н. Н. Покровский. Новосибирск, 1999. Т. 1.

Журавель 2001 —  Журавель О. Д. «Девствующая церковь Христова на Севере» о. Симеона —  памятник современной старообрядческой литературы // Общественное сознание и литература XVI –XX вв. Новосибирск, 2001. С. 274–292.

Журавель 2012 —  Журавель О. Д. Литературное творчество старообрядцев XVIII —  начала XXI в.: темы, проблемы, поэтика. Новосибирск, 2012.

Иткина 1992 —  Иткина Е. И. Русский рисованный лубок конца XVIII —  начала XIX века: Из собрания Государственного Исторического музея. М., 1992.

Лотман 1976 —  Лотман Ю. М. Художественная природа русских народных картинок // Народная гравюра и фольклор в России XVII–XIX вв.: К 150-летию со дня рождения Д. А. Ровинского: Матер. науч. конф. / Под общ. ред. И. Е. Даниловой. М., 1976. С. 79–153.

Любимова 2009 —  Любимова Г. В. «Техническая эсхатология» в современных народно
православной и старообрядческой традициях Сибири // Археология, этнография и антропология Евразии. 2009. № 3 (39). С. 119–127.

Любимова 2017 —  Любимова Г. В. Модернизация земледельческого труда в  культуре сибирских старообрядцев // Уральский исторический вестник. 2017. № 2 (55). С. 122–130.

Никитина 2014 —  Никитина С. Е. О взаимодействии веры, культуры и языка в конфессиональных сообществах // Язык, сознание, коммуникация: Сб. ст. М., 2014. С. 237–244.

Никитина 2017 —  Никитина С. Е. Конфессиональный мир в языке: от слова к концепту   // Язык, сознание, коммуникация: Сб. ст. М., 2017. С. 211–222.

Плаксина 2016 —  Плаксина Н. E. Старообрядческий рисованный лубок на Нижней Печоре: к вопросу о происхождении и бытовании // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА. 2016. № 4. С. 235–248.

Покровский, Зольникова 2002 —  Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Староверы-часовенные на востоке России в  XVIII–XX  вв.: Проблемы творчества и общественного сознания. М., 2002.

Соколов 1999 —  Соколов Б. М. Художественный мир русского лубка. М., 1999.

Ходько 2012 — Ходько Ю. М. Религиозный лубок второй половины XVIII —  начала XX века: из собрания Русского музея. СПб., 2012.