Сложный мир простого театра (Специфика сценического пространства народной уличной кукольной комедии)

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
жанр уличной народной кукольной комедии, сценическое пространство, конструктивные, технологические, игровые особенности, традиционный уличный театр Петрушки, действенные формулы, театральная постройка
Автор
А. Я. Стависский
Сведения об авторе
Александр Янович Стависский
Доцент, преподаватель актерского мастерства и режиссуры факультета театра кукол Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (СПбГАТИ): 191028, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 34; тел.: +7 (812) 272  85  20; e-mail: alexander.stavissky@yandex.ru
Аннотация

Устойчивость жанра уличной народной кукольной комедии, неразмываемость ее формальных признаков, ее удивительная сохранность на протяжении веков объясняются взаимообусловленностью всех структурных компонентов. В статье рассматриваются конструктивные, технологические, игровые особенности сценического пространства традиционного уличного театра Петрушки, прослеживается связь действенных формул и собственно театральной постройки. Тема пространственно-игровой театральности органично вытекает из раскрывающегося перед нами феномена двух взимопроницающих структурообразующих дефиниций. Диалектику этого феномена определяют во всей их многозначности два понятия — телесности и архитектуры. Кукла со своим тряпичным тельцем — имманентна и театральной постройке, и самому исполнителю. Как движущаяся скульптура, она находится абсолютно в категориях архитектурной пластики; как персонаж воздействует интенсивно через жест, через саму кинетику, в случае с главным героем через явленную телесную аномалию, продуцирующую любопытство, смех и страх.

 Ширма, как конструктивное пространство театра и как игровое театральное пространство, также «телесна» и пластична. Во-первых — в ней заложены функции и смыслы живородящего начала, мать-сырой земли, места, из которого все возникает и куда всё уходит. Во-вторых — это функции и значения театрального костюма со всеми его миметическими и вторичными пластическими свойствами, в‑третьих — наличие внутри живого, скрытого от глаз исполнителя. «Телесность» распространяется и на околоширменное пространство, где зритель включен в игровые отношения. Возникает своеобразная многослойная композиция, чередование «живого — неживого» в пространственном соотношении, устроенное по принципу «пирамиды»: тряпичная кукла — исполнитель — ширма — зрители. Зрители (ярмарочная площадь. — А. С.) это основание пирамиды, а кукла и ее действенный акт — вершина. Структура комедии чем-то напоминает пчелиные соты, где каждая часть устроена так же, как и все остальные, заключает в себе общий принцип, единственный для всех, и коммуницируется с другими частями не линейно и последовательно, а многомерно и сферично. Это то, что можно назвать структурной мотивацией, когда структура воспроизводит себя самое, рождает себя каждый раз заново, проходит тем же самым «путем зерна», философией которого пропитана вся традиционная народная культура.

Куклы, Музыкант и сама ширма являются важными, обуславливающими друг друга компонентами общего театрально-пространственного концепта, т. е. сценическим образом спектакля. Поэтому «место действия» формирует и само действие, и того, кто это действие совершает.

Список литературы

Бакленд 2003  — Бакленд Р. Цыгане: тайны жизни и традиции. М., 2003.

Богатырев 1971 — Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

Евреинов 1922  — Евреинов Н. Н. «Театр везде, во всем и всюду…» Театральные инвенции. М., 1922.

Иванова 1996 — Иванова А. А. Театр кукол: содержательность технологических систем. СПб., 1996.

Керженцев 1923  — Керженцев П. М. Творческий театр. М.; Пг., 1923.

Леман 2013  — Леман Х. -Т. Постдраматический театр. М., 2013.

Морозов 2011  — Морозов И. А. Феномен куклы в  традиционной и  современной куль туре: Кросскультурное исследование идеологии и антропоморфизма. М., 2011.

Некрылова 2005 — Некрылова А. Ф. Русский народный кукольный театр «Петрушка» в свете этнографии // Искусство театра вчера, сегодня, завтра. Екатеринбург. 2005. № 4. С. 105–121.

Понырко 1984 — Понырко Н. В. Святочный и  масленичный смех // Лихачев Д. С., Панченко А. И., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. С. 154–202.

Соломоник 1992  — Соломоник И. Н. Традиционный театр кукол Востока. М., 1992.

Фрейденберг 1936  — Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и  жанра. Л., 1936. С.  203, 204.