http://orcid.org/0000-0002-0443-8718
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН:
Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32а;
тел.: +7 (495) 938-08-51; e-mail: gromovdv@mail.ru
Статья написана при поддержке РФФИ, проект № 17-01-00357 «Межэтническая и социальная напряженности в социальных сетях Интернета: анализ и диагностика».
В мире, и в России в том числе, широко распространены городские легенды, связанные с химтрейлами (белый след, тянущийся за летящим самолетом). Легенды сводятся к тому, что некая организация (политические противники, заговорщики, мировое правительство и т. д.) с самолетов распыляет отравляющие вещества с некой злокозненной целью (отравление населения, распространение инфекций, снижение рождаемости и др.). В статье рассматривается история бытования и механизмы распространения таких слухов.
1. Конспирологическая теория возникает согласно определенным стереотипным формам (отсылка к закрытости информации, связь с базовыми системами безопасности человека, стереотипные образы «заговорщиков» и т. д.). Она получает распространение через коммуникативные сети, Интернет, СМИ, поддерживается «авторитетными мнениями».
2. Приверженцы конспирологической теории самостоятельно и коллективно ищут ее подтверждения. Этому способствует личное наблюдение за небом (это эмоционально насыщенное действие дает ощущение причастности к тайне в противовес массовой профанной неосведомленности); сопоставление увиденного с изменениями погоды, самочувствия, актуальными политическими и социальными процессами. Так возникает собственный опыт, который подтверждает исходную информацию.
Такой механизм формирования психологических установок поддерживает не только конспирологические теории, но и суеверия, наиболее распространенные в современном обществе — веру в сглаз, порчу, астрологию, гадания.
Непосредственные вопросы 2011 — Н епосредственные вопросы. М., 2011. Психология 1990 — Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
Радченко 2011 — Радченко Д. А. «Ходят страшные слухи…»: способы взаимодействия с информацией в сетевой коммуникации // Традиционная культура. 2011. № 1. C. 169–179.
Россияне 2013 — Россияне стали меньше верить в потустороннее // Левада-центр. 18.03.2013. URL: http://www.levada.ru/18–03–2013/rossiyanestali-menshe-verit-v-potustoronnee
Barkun 2003 — Barkun M. A Culture of Conspiracy: Apocalyptic Visions in Contemporary America. Berkeley, 2003.
Birchall 2006 — Birchall C. Knowledge goes pop: from conspiracy theory to gossip. Oxford; New York, 2006.
Dehaven-Smith 2013 — Dehaven-Smith L. Conspiracy Th eory in America. Austin. 2013.
Dongo, Bradshaw 1995 — Dongo T., Bradshaw L. Merging Dimensions: Th e Opening Portals of Sedona. Flagstaff . 1995.
Fenster 1999 — Fenster M. Conspiracy Th eories: Secrecy and Power in American Culture. Minneapolis, 1999.
Goertzel 1994 — Goertzel T. Belief in Conspiracy Th eories // Political Psychology. 1994. Vol. 15. № 4. URL: http://www.jstor.org/discover/ 10.2307/3791630?sid=21106227414133&uid=373 8936&uid=4&uid=2
Goldberg 2001 — Goldberg R. A. Enemies Within: Th e Culture of Conspiracy in Modern America. New Haven; London, 2001.
Nefes 2013 — Nefes T. S. Political parties’ perceptions and uses of anti-Semitic conspiracy theories in Turkey // Th e Sociological Review. 2013. Vol. 61. Issue 2. P. 247–264.
Nefes 2012 — Nefes T. S. Th e history of the social constructions of Dönmes // Journal of Historical Sociology. 2012. Vol. 25. Issue 3. P. 413–439.
Wood, Douglas, Sutton 2012 — Wood M. J., Douglas K. M., Sutton R. M. Dead and Alive: Beliefs in Contradictory Conspiracy Th eories // Social Psychological and Personality Science. 2012. January 25. URL: http://spp.sagepub.com/ content/early/2012/01/18/1948550611434786. full.pdf+html
Young, Nathanson 2010 — Young К. К., Nathanson P. Sanctifying Misandry: Goddess Ideology and the Fall of Man. Montreal; Ithaca, 2010.