https://orcid.org/0000-0003-0076-4628
Аспирант Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета:
Российская Федерация, 125047, г. Москва, ул. Чаянова, д. 15, корп. 7;
тел.: +7 (495) 250-69-31; e-mail: iulia.naumova@gmail.com
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект № 14-1800590-П «Тексты и практики фольклора как модель культурной традиции: сравнительно-типологическое исследование».
Статья посвящена комплексу обрядов младенческого цикла, а именно обрядам периода первых сорока дней жизни ребенка, которые направлены на его защиту, преодоление лиминального состояния и включение в «этот» мир. Особое значение в статье уделено обряду выхода из сорокадневия и ритуальным практикам, связанным с первой рубашкой для младенца, которая называется «ит көйлек» (досл. с каз. ‘собачья рубашка’), и ее заменой на новую одежду, символизирующую настоящее рождение и изменение статуса. На примерах из полевого опыта автор показал, как некогда существующий обряд надевания первой рубашки на ребенка редуцировался и упрощался, оставив современным носителям традиции лишь название ритуального предмета и его «осколки». Согласно более ранним этнографическим описаниям и свидетельствам информантов, прежде чем надеть первую рубашку на ребенка, в нее заворачивали щенка либо клали его в колыбель. Именно эта апотропеическая практика, изначально предполагавшая контакт с собакой, по всей видимости, дала название первой рубашке младенца — «собачья». В некоторых случаях контакт с собакой становился необязательным, однако ее с той же защитной целью заводили в дом и показывали ей рубашку, прежде чем надеть на ребенка. Впоследствии данные ритуальные действия редуцировались и вовсе перестали упоминаться в структуре обряда. Название «собачья» рубашка» для первой детской распашонки и в настоящее время бытует в казахской народной традиции, сохраняя память о существующем в прошлом обряде.
Абрамзон 1949 — Абрамзон С. М. Рождение и детство киргизского ребенка: (Из обычаев и обрядов тяньшаньских киргизов) // Сборник Музея антропологии и этнографии. Вып. ХII. М.; Л., 1949. С. 78–138.
Горшунова 2006 — Горшунова О. В. Узбекская женщина: Социальный статус, семья, религия (по материалам Ферганской долины). М., 2006.
Кармышева, Губаева 2006 — Кармышева Б. Х., Губаева С. С. Обряды, связанные с рож- дением и воспитанием детей у каратегинских киргизов // Среднеазиатский этнографический сборник. Вып. V. М., 2006. С. 149–164.
Кондыбай 2005 — Кондыбай С. Казахская мифология: Краткий словарь. Алматы, 2005.
Коновалов, Шаханова 1998 — Коновалов А. В., Шаханова Н. Ж. Ребенок в системе традиционной обрядности казахов: (Родильный и ранний воспитательные циклы) // Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа / Сборник Музея антропологии и этнографии. СПб., 1998. С. 7–36.
Лобачева 2006 — Лобачева Н. П. Отражение этногенетической истории в материальной и духовной культуре народов среднеазиатскоказахстанского региона (по материалам середины ХХ века) // Среднеазиатский этнографический сборник. Вып. V. М., 2006. С. 47–94.
Снесарев 1972 — Снесарев Г. П. Люди и звери (этнографические поиски в области культа животных) // Советская этнография. 1972. № 1. С. 166–177.
Топорков 1989 — Топорков А. Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. C. 89–101.
Фирштейн 1978 — Фирштейн Л. А. О некоторых обычаях и поверьях, связанных с рождением и воспитанием ребенка у узбеков Южного Хорезма // Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. М., 1978. С. 189–208.
Чвырь 2006 — Чвырь Л. А. Обряды и верования уйгуров в XIX–XX вв.: Очерки народного ислама в Туркеcтане. М., 2006.
Шаханова 1998 — Шаханова Н. Ж. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки). Алматы, 1998.