https://orcid.org/0000-0002-0720-233X
Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры черкесского языка и культуры Университета Эрджиес:
Республика Турция, г. Кайсери, Талас, ул. Ахмета Эль-Бируни, д. 91;
тел.: +90 (352) 437-93-42; e-mail: mazako71@gmail.com
Один из крупных очагов черкесской (адыгской) культуры в Турции — анклав Узун-Яйла — находится в Центральной Анатолии, близ г. Кайсери. Его население составляют в основном представители аристократических этнических групп: кабардинцы, хатукайцы, а также абазины, идентифицирующие себя как адыгэ (черкесы) и исторически относящиеся к числу сообществ с развитой социально-классовой структурой. Стереотипные устные тексты, структурирующие социально-классовую идентичность, имеют широкий жанровый спектр: от «классического» фольклора до «разовых» высказываний. Их социально-прагматическая функция претерпела трансформации, продиктованные кризисом внутренних социальных связей, разрушением традиционной сельской общины, урбанизационными процессами. В настоящее время сословная идентичность узун-яйлинцев структурируется неявными формами презентации. При этом мы можем наблюдать два параллельных топика этого дискурса: а) потомственная аристократия vs парвеню; б) благородство по крови vs «новое благородство». Цель нашего исследования — обратить внимание на фольклорно-языковой аспект функционирования дискурса о благородстве, выявить социально-прагматические функции исследуемых текстов.
Полевые материалы собраны автором в течение 2009–2019 гг., вводятся в научный оборот впервые. Исследование актуально в свете дальнейших разработок в области локалистики и регионоведения.
Исследования
Кушхабиев 2007 — Кушхабиев А. В. Очерки истории зарубежной черкесской диаспоры. Нальчик: Эль-Фа, 2007.
Кушхабиев 2014 — Кушхабиев А. В. Проблема массового выселения черкесов (адыгов) в Османскую империю (1858–1865 гг.) в работах российских историков // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 1 (57). С. 137–143.
Кушхабиев 2014а — Кушхабиев А. В. Эволюция фактора принадлежности к феодальным сословиям в традиционной системе ценностей кабардинцев // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 5 (61). С. 199–205.
Паштова 2014 — Паштова М. М. Жабаги Казаноко в фольклорной культуре черкесов (адыгов) Турции (на материале экспедиций 2009 и 2011 гг.) // Вестник КБИГИ. 2014. № 1 (21). С. 66–75.
Паштова 2014а — Паштова М. М. Черкесский гостиный дом: опыт исследования универсальных и локальных культурноисторических форм // Вестник КБИГИ. 2014. № 4 (23). С. 26–41.
Паштова 2017 — Паштова М. М. К проблеме исследования локальных идентичностей черкесов Анатолии: на материале анклава Узун-Яйла // Матер. II Междунар. науч. конф. памяти М. И. Мижаева «Региональнолокальные традиции и формы идентичности черкесов Кавказа и диаспоры» (Майкоп, АРИГИ, 17–19 мая 2017 г.) / Под ред. М. Н. Губжокова и др. Майкоп: АРИГИ, 2017. Вып. 12 (36). С. 126–136.
Паштова 2019 — Паштова М. М. К специ- фике традиционной внутриобщинной коммуникации: черкесы Турции // Journal of Caucasian Studies (JOCAS) (Кавказоведческие исследования). 2019. № 7–8. S. 115–134.
Седакова 2018 — Седакова О. А. В поисках «нового благородства». Аристократический минимум: школа мышления и действия // Гефтер. 2018. 12.02. URL: http://gefter.ru/ archive/240191 (дата обращения: 17.04.2019).
Цендровский 2015 — Цендровский О. Ю. Аристократический идеал философии Ницше //
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. Вып. 1. С. 46–55.
Чеснов 2001 — Чеснов Я. В. Норма «демократического аристократизма» и социальнокультурная стабильность на Кавказе // Традиция разрешения конфликтов на Кавказе и методы институтов гражданского общества: Матер. науч.-практ. конф. Ереван, 2001. С. 178–195.
Чеснов 2010 — Чеснов Я. В. Фольклорный концепт человека // Фольклор и фольклоризм в меняющемся мире: Сб. ст. М.: Гос. институт искусствознания, 2010. С. 14–45.
Паштова М. М. Сословный аристократизм и «новое благородство» в локальном фольклорном дискурсе (на материале черкесской диаспоры Турции) // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 1. С. 91–102.