СОВРЕМЕННАЯ ТРАДИЦИЯ ПОЧИТАНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ИКОН В С. НИВШЕРА КОРТКЕРОССКОГО Р-НА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
фольклор коми, локальная фольклорная традиция, иконопочитание, народное православие, домашнее богослужение
Автор
Л. С. Лобанова, А. Н. Рассыхаев
Сведения об авторе
Лобанова Л. С. — научный сотрудник сектора фольклора Института языка, литературы
и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН: Российская Федерация, Республика Коми, 167982, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26; тел.: +7 (8212) 20-17-02;
e-mail: sergejluda@mail.ru
Рассыхаев А. Н. — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора
фольклора Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН: Российская Федерация, Республика Коми, 167982, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26; тел.: +7 (8212) 20-17-02; e-mail: rassyhaev@mail.ru
Аннотация

В статье на основе полевых материалов 2013–2014 гг., записанных в с. Нившера Корткеросского р-на Республики Коми, охарактеризована локальная народная традиция почитания икон. Привлечены сведения о ритуальной практике проведения домашних богослужений перед почитаемыми иконами, повествования о появлении святыни, чудесном действии икон, наказаниях за принижение статуса иконы и святого, а также народные представления о христианских святых. По состоянию на 2013–2014 гг. домашние богослужения проводятся перед иконами Стефана Великого, Харлампия, Харлампия и Власия, Параскевы Пятницы, Вознесения. До недавнего времени служба вне храма проводилась перед явленной иконой Николая Чудотворца, отреставрированной, а потом переданной во вновь построенную часовню. Эпизодически домашние моленья проводятся перед иконой Иоанна Богослова. Все указанные иконы стали почитаться после закрытия и разрушения часовен. Праздники проходят по схожим сценариям: после утреннего богослужения освящают воду и проводят совместную трапезу. Икона выступает хранителем религиозности, а утрата святыни приводит к угасанию традиции. Одним из основных условий для продолжения традиции является наличие в роду хранителей икон — женщин, осознавших личный долг перед родителями по сохранению религиозности. Нынешние хранители икон в основном женщины 50–60 лет, из которых не все знают православные традиции, поэтому ритуалы совершают приглашенные односельчанки. Выявлены общие черты и особенности в почитании каждой православной иконы и проведении домашнего богослужения, раскрыты механизмы формирования и функционирования уникальной для коми культуры традиции.

Список литературы

Бернштам 1995 — Бернштам Т. А. Локальные группы Двинско-Важского ареала: Духовные факторы в  этно- и  социокультурных процессах // Русский Север: К  проблеме локальных групп. СПб., 1995. С. 208–318.

Бернштам 2005 — Бернштам Т. А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по  церковной этнографии. СПб., 2005. Кириченко 2011  — Церковные праздники русского народа: от  прошлого к  настоящему: Сб. ст. и  очерков  / Отв. ред. О. В. Кириченко. М., 2011.

Летопись 2009  — Летопись Нившерской церкви  / Подг. текста И. Л. Жеребцова // Повседневная жизнь Коми края. Вып. 3  / Отв. ред. и сост. И. Л. Жеребцов. Сыктывкар, 2009. С. 18–33.

Лобанова, Рассыхаев 2016 — Лобанова Л. С., Рассыхаев А. Н. Отчет о полевых фольклорных исследованиях в сельском поселении «Нившера» Корткеросского района Республики Коми в  2013  г. // Научный архив Коми НЦ. Ф. 5. Оп. 2. Д. 833. 125 л.

Мороз 2009 — Мороз А. Б. Святые Русского Севера: Народная агиография. М., 2009. Павлюшин, Крутиков 2001 — Павлюшин С.Е., Кру тиков А. В. Корткеросский район // Атлас Республики Коми / Науч. ред. и сост. Э. А. Савельева. М., 2001. С. 516–517.

 Панченко 1998  — Панченко А. А. Исследования в  области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998.

Панюков 1999 — Панюков И. М. Висер вож да сэтчöс олысьяс йылысь пасйöдъяс. [Заметки о Вишерской стороне и его жителях]. Корткерос, 1999.

Панюков 2000  — Панюков А. В. Традиции и  современность: культ икон в  современной коми культуре // Вестник культуры (Сыктывкар). 2000. № 2. С. 43–47.

Панюков 2012  — Панюков А. В. Праздничные обходы территорий в локальных традициях коми // Этнографическое обозрение. 2012. № 1. С. 72–85.

Панюков, Савельева 2006 — Панюков А. В., Савельева Г. С. Храмовые и  заветные праздники в Коми крае // Paleoslavica. International Journal for the Study of Slavic Medieval Literature, History, Language and Ethnology. XIV. Cambridge, Massachusetts. 2006. P. 262–286. Поплавская 2001  — Поплавская Х. В. Паломничество, странноприимство и почитание святынь (по  материалам Рязанского края) // Православная жизнь русских крестьян XIX— XX веков: итоги этнографических исследований / Отв. ред. Т.А. Листова. М., 2001. С. 251– 300.

Торопова 2002  — Краткие сведения о  храмах и  причтах церковных Коми края до  1917  года  / Сост. Л. Торопова. Сыктывкар, 2002.

Чистяков 2005 — Чистяков П. Г. Почитание местных святынь в советское время: паломничество к  источнику в  Курской Коренной пустыни в  1940–1950-е годы // Религиоведение. 2005. № 4. С. 135–149.