Аспирант Института этнологии и антропологии РАН: 119991, Россия, Москва,
Ленинский пр-т, д. 32а, тел.: 8 (495) 938 00 19; e-mail: maria.vasekha@gmail.com
Московская традиция посещения общественных бань существует со времен основания города и без перерывов живет и развивается в условиях современного мегаполиса. Сегодня городская баня утратила свою утилитарную гигиеническую функцию, однако остается востребованной среди москвичей. В данной статье раскрывается один из аспектов исследования, проведенного автором в 2012—2013 гг., по выявлению причин стабильной привлекательности этой этнокультурной традиции в современной урбанизированной среде.
Исследование проводилось в общественных банях Москвы разных годов постройки, ценовой категории и состояния зданий. За рамками этой работы остаются современные частные бани населения, сауны, СПА и коммерческие банно-оздоровительные комплексы, а также различные бани, распространенные сегодня в городских квартирах и коттеджах. Метод включенного наблюдения и включенного действия по очевидным причинам применялся только в женском отделении бань. Вместе с тем неформальные глубинные интервью проводились как с женщинами, так и с мужчинами — членами банных досуговых сообществ. В результате исследования выявлено, что традиции московской банной культуры сегодня весьма востребованы жителями столицы. Это связано с их представлениями о том, что баня способствует поддержанию физического и ментального здоровья, является незаменимой СПА-процедурой и особым коммуникативным пространством (этикет, ритуалы и т. д.). Анализ полевых материалов показал, что русская банная традиция стала универсальной формой досуга для множества этносов, проживающих на территории российской столицы. Вероятно, благодаря своей открытости и демократичности традиция русской бани сегодня является одним из немногих элементов традиционной русской культуры, подстроившейся под все модернизационные процессы советского и российского общества. Существованию этой традиции угрожает снос и разрушение старых зданий бань, их недостаточная реставрация и отсутствие новых объектов банной инфраструктуры в градостроительной политике Москвы, как, впрочем, и других городов России.
Баня И печь 2004 - Лидинская В., Чижикова Л., Макашина Т., Морозов И., Желтов А., Гольдин И. Баня И печь в русской народной традиции. М., 2004.
Козенко, Моногарова 1994 - Ковент) А. В., Моногарова Л. Ф. Эпистемология этнологии // Этнографическое обозрение. 1994. №9 4. С. 7.
Мальцев 1905 - Мальцев А. Ф. Труды полтавский ученой архивной комиссии. Вып. 1. Полтава, 1905.
НВП 1950 - Повесть временных лет. М.; Л., 1950.
Семенов 1993 7 Семенов Ю. И. Этнология И гносеология // Этнографическое обозрение. 1993. №9 6. С. 18.
Соколовский 1993 - Соколовский С. В. Этнографические исследования: Идеал и действительность // Этнографическое обозрение. 1993. №9 2. С. 3-13.
Тишков 1992 - Тишков В. А. Советская этнография: преодоление кризиса // Этнографическое обозрение. 1992. №9 1. С. 5-20.