Доктор филологических наук, профессор, руководитель Фольклорного центра Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского: Российская Федерация, 603950, г. Нижний Новгород, пр-т Гагарина, д. 23; тел.: +7 (831) 433-82-45; e-mail: korvic@list.ru
Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 15-04-00549.
Исследование основывается на многочисленных записях рассказов сельских жителей, вступавших в брак в середине прошлого века, записанных фольклористами Нижегородского университета в разные годы. Утверждается, что сформировавшаяся в 1920–1930-е гг. практика оформления брака, сводившаяся лишь к регистрации в органах власти без сопровождения обрядностью, продолжала бытовать и в середине XX в., хотя в народе отношение к данной форме было несколько пренебрежительное, что нашло отражение в народном наименовании регистрации («списались», «записались»). Поэтому при возможности в сельской местности люди старались придерживаться традиции. Традиция, которую хорошо помнили люди старшего поколения, продолжала жить, но претерпела существенные изменения. Из обряда выпали ритуалы коммуникативного характера, предшествовавшие собственно свадьбе: всевозможные встречи сторон жениха и невесты («запой-пропой», хождение к жениху подруг невесты и т.п.). По экономическим причинам выпали ритуалы, связанные с переговорами о материальном обеспечении брака («сговор») и церемонии даров. Непременно сохранялось сватовство в формах, характерных для локальных традиций, благословление родителями (богомолье факультативно), публичное извещение о непорочности невесты и в большинстве случаев небольшое застолье. Новые тенденции в развитии свадебной обрядности наметились в конце 1960-х — начале 1970-х гг. в связи с некоторым экономическим оживлением и появлением в обществе интереса к традиционной культуре.