http://orcid.org/0000-0003-0613-0028
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН:
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинский пр., д. 32а;
тел.: +7 (495) 938-17-80;
ведущий научный сотрудник Института мировой культуры МГУ:
Российская Федерация, 119234, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, 1-й ГУМ;
тел.: +7 (495) 938-17-80; e-mail: mariazavyalova@gmail.com
В статье рассматривается феномен тарантизма (истерический синдром, возникающий якобы после укуса тарантула), бытовавший в Южной Италии (регионе Апулия, провинции Саленто) до 60-х гг. ХХ в. и положивший начало народному танцу тарантелла. На основании анализа этого явления, возможных фольклорных истоков и параллелей в других культурах делается вывод о мифоритуальном характере этой традиции, характеризуемой исследователями как «музыкально-хореическохроматический экзорцизм». В связи с ключевой фигурой тарантула в этом ритуале проводится анализ мифологемы паука, приводящий к выводу о божественной природе паука, его непосредственной связи с жизнью и смертью, с болезнью, а также с музыкой и танцами. Таким образом, мифологический символизм паука оказывается определяющим в возникновении ритуала. Интересен в этом контексте также мифологический образ св. Павла, имеющий первостепенное значение для развития традиции. Феномен тарантизма рассматривается в диахроническом аспекте — о т его развития и затухания к контаминации с народными танцами и в итоге к вырождению в театрализованную форму. В итоге делается вывод о переходе традиции из сакральной в профанную, с тенденцией в последнее время к повторной сакрализации. Делается предположение о потребности народной традиции в хореической магии и мистических ритуалах.
Белова 2004 — Белова О. В. «Народная Библия»: восточнославянские этиологические легенды. М., 2004.
Березкин — Березкин Ю. Е. Тематическая классификация и распределение фольклорномифологических мотивов по ареалам. URL: http://ruthenia.ru/folklore/berezkin/
Гура 1997 — Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.
Тайлор 1989 — Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.
Топоров 2014 — Топоров В. Н. Мифология: Статьи для мифологических энциклопедий. Т. 2: (П — Я). М., 2014.
Элиаде 1996 — Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996.
Carpitella 1961 — Carpitella D. L’esorcismo coreutico-musicale del tarantismo // De Martino Ernesto. La terra del rimorso. Milano; Il Saggiatore, 1961. P. 335–372.
De Giorgio 1998 — De Giorgio P. Il tarantismo secondo Schneider. Nuove prospettive di ricerca // Quarant’anni dopo De Martino. Atti del convegno internazionali di studi sul tarantismo. Galatina. 24–25.10.1998. T. 1.
De Martino 1961 — De Martino E. La terra del rimorso. Milano; Torino; Il Saggiatore, 1961.
Eliade 1999 — Eliade M. Trattato di storia delle religioni. Torino, 1999.
Gala 2013 — Gala G. M. A passo lento l’Italia entrò in ballo. Dai balli locali alle identifi cazioni nazionali: andata e ritorno // Atti del Convegno Sud e nazione. Folklore e tradizione musicale nel Mezzogiorno d’Italia, 2013.
Gala 2007 — Gala G. M. Sonu, saltu, cantu, coloribus. Balli tradizionali in Puglia fra storia e società // Il Folklore d’Italia, rivista scientifi ca della Federazione Italiana Tradizioni Popolari. 2007. № 2.
Grande 2013 — Grande M. Il tarantismo. Danzimania, tarantismo e pratiche terapeutiche // ANXA, maggio-ottobre, 2013. URL: https:// synergeticart.wordpress.com/tag/iatromusica/
Jervis 1961 — Jervis G. Considerazioni neuropsichiatriche sul tarantismo // De Martino Ernesto. La terra del rimorso. Milano; Torino; Il Saggiatore, 1961.
Panico 2009 — Panico F. Il vestito bianco. Ricerca etno-antropologica sul tarantismo puglieseggiata tra le strade, le gnostre e i monumenti del centro storico di Noci. 2009.
Zazzaroni 2010 — Zazzaroni A. Il ragno che danza. Il mito di Aracne nel tarantismo pugliese // Amaltea. Revista de mitocrítica. Vol. 2 (2010)