http://orcid.org/0000-0002-4902-8288
Доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник, заведующая лабораторией археологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН:
Российская Федерация, 677008, г. Якутск, ул. Петровского, д. 1;
тел.: +7 (411) 235-49-96; e-mail: bravinari@bk.ru
Исследование выполнено с использованием научного оборудования ЦКП Федерального
исследовательского центра «Якутский научный центр СО РАН».
Статья вводит в научный оборот неопубликованные ранее фольклорные тексты об окказиональных обрядах якутов, связанных с традиционными представлениями о смерти и воскрешении/продлении жизни. Первая группа источников содержит предания вилюйских якутов о трехкратном перезахоронении дочери матерью-шаманкой. С целью вернуть ее в мир живых мать ежегодно устраивала летний праздник ысыах, где умершая, поддерживаемая подругами, «участвовала» в ритуальном танце осуохай, пластически воплощающем обращение-моление к небесным божествам айыы, дарующим и сохраняющим жизнь на земле. Во вторую группу вошли предания центральных и вилюйских якутов о похоронах умерших невест по сценарию свадебного обряда кыыс сюктэр «переезда невесты в дом жениха». Участники похорон, управляя телом усопшей, имитировали пространственное перемещение невесты (церемония вывода из отчего дома, ритуальные поклоны, торжественный отъезд верхом на коне).
В статье предлагается структурно-семиотический анализ окказиональных действий в обряде погребения. В первом сюжете стремление матери удержать дочь среди живых заставляет ее вскрыть могилу с последующим вторичным погребением. Во втором сюжете обыгрывается свадебный обряд перехода, закрепляющий за умершей невестой статус замужней женщины.
Возможно, исходными прототипами рассматриваемых окказиональных практик и
связанных с ними верований являлись вторичные и потревоженные погребения, фиксируемые в древних археологических культурах Евразии.
Источники и материалы
АЯНЦ — Архив Якутского научного центра СО РАН.
Герц 2019 — Герц Р. Смерть и правая рука. М.: ARS PRESS, 2019.
Емельянов 1980 — Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. М.: Наука, 1980.
Зверев 1995 — Зверев Д. С. Агам тусунан аман ёс (Слово об отце). Якутск: Саха Республикатын суруйааччыларын союса, 1995. На як. яз.
Исторические предания 1960 — Исторические предания и рассказы якутов: В 2 т. Т. 2 / Под ред. А. А. Попова. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1960.
Ксенофонтов 1937 — Ксенофонтов Г. В. Ураангхай сахалар: Очерки по древней истории якутов. Иркутск: ОГИЗ: Восточ.-Сиб. обл. изд-во, 1937.
Ксенофонтов 1992 — Ксенофонтов Г. В. Шаманизм: Избранные труды (публикации 1928– 1929 гг.). Якутск: Север — Юг, 1992.
Маак 1994 — Маак Р. К. Вилюйский округ. 2-е изд. М.: Яна, 1994.
Нюргун Боотур 1982 — Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос олонхо / Воссоздал на основе народных сказаний Платон Ойунский; Пер. на рус. яз. Владимир Державин. 2-е изд. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1982.
Пекарский 1958–1959 — Пекарский Э. К. Словарь якутского языка: В 3 т. М.; Л.: АН СССР. Т. 1, 1958; Т. 2, 1959; Т. 3, 1959.
Пропп 2000 — Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки / Науч. ред., текст. коммент. И. В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2000.
Серошевский 1993 — Серошевский В. Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. М.: РОССПЭН, 1993.
Строптивый Кулун 1985 — Строптивый Кулун Куллустуур: Якутское олонхо / Сказитель И. Г. Тимофеев-Теплоухов; Запись В. Н. Васильева; Отв. ред. А. С. Мирбадалева. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1985.
Худяков 1969 — Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа / Под ред. В. Г. Базанова. Л.: Наука, 1969.
Элиаде 2002 — Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре: Пер. с англ. М.: ИД «Гелиос», 2002.
Ястремский 1929 — Ястремский С. В. Образцы народной литературы якутов / Ред. В. Л. Комаров. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1929.
Исследования
Алексеев 1980 — Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980.
Бондаренко 2014 — Бондаренко А. В. Практика постингумационного нарушения могил в культурах ранней и развитой бронзы Западной Сибири: археологические факты и этнографические параллели // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2014. № 3 (26). С. 25–33.
Бравина 2005 — Бравина Р. И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса (на материале традиций саха). Новосибирск: Наука, 2005.
Бравина, Дьяконов 2015 — Бравина Р. И., Дьяконов В. М. Раннеякутские средневековые погребения XIV–XVII вв.: Совокупность отличительных признаков // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2015. № 3 (12). С. 27–32.
Бравина и др. 2016 — Бравина Р.И., Дьяконов В.М., Колбина Е. Ю., Петров Д. М. К вопросу о ритуально-потревоженных захоронениях якутов (XVII–XVIII вв.) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2016. № 2 (33). С. 86–94.
Вадецкая 2007 — Вадецкая Э. Б. Имитации мертвых для продления их жизни // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. 1. Барнаул: Азбука, 2007. С. 66–80.
Древние некрополи 2016 — Древние некрополи и поселения: постпогребальные ритуалы, символические захоронения и ограбления / Отв. ред. Е. Н. Носов. СПб.: ИИMK РАН; Невская кн. типография, 2016.
Зайцева 2004 — Зайцева О. В. «Между жизнью и смертью»: к проблеме интерпретации вторичного погребального обряда // Традиционное сознание: проблемы реконструкции. Вып. 9. Томск: Изд-во НТЛ, 2004. С. 163–174.
Зайцева 2005 — Зайцева О. В. Погребения с нарушенной анатомической целостностью костяка: методика исследования и возможности интерпретации: Автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.06. Новосибирск, 2005.
Кузьмин 1991 — Кузьмин Н. Ю. Ограбление или обряд? // Реконструкция древних верований: источники, метод, цель. СПб.: ГМИР, 1991. С. 146–155.
Кузьмин 2011 — Кузьмин Н. Ю. Погребальные памятники хунно-сяньбийского времени в степях Среднего Енисея: Тесинская культура. СПб.: Ajsing, 2011.
Лукина 2004 — Лукина А. Г. Традиционные танцы саха: идеи, образы, лексика. Новосибирск: Наука, 2004.
Савинов и др. 1988 — Савинов Д. Г., Павлов П. Г., Паульс Е. Д. Раннесредневековые впускные погребения на юге Хакасии // Памятники археологии в зонах мелиорации Южной Сибири. Л.: Наука, 1988. С. 83–103.
Слепцов 1989 — Слепцов П. А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX — начала XX в.). Якутск: Якут. кн. изд-во, 1989.
Стасевич 2013 — Стасевич И. В. К постановке проблемы выделения комплекса окказиональных обрядов в казахской и киргизской культуре // Радловский сборник: Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2012 г. СПб.: МАЭ РАН, 2013. С. 132–140.
Стручкова 2005 — Стручкова Н. А. Формирование кинетического компонента в ритуальной практике: На примере генезиса якутского кругового хороводного танца осуохай. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2005.
Сыроватский 2019 — Сыроватский В. В. Погребение Владимировка (XVII в.): новый памятник с обрядом вторичного захоронения в Центральной Якутии // Genesis: исторические исследования. 2019. № 4. С. 77–83.
Толстой, Толстая 1994 — Толстой Н. И., Толстая С. М. О вторичной функции обрядового символа (на материале славянской народной традиции) // Историко-этнографические исследования по фольклору: Сб. ст. памяти С. А. Токарева. М.: Вост. лит. РАН, 1994. С. 238–255.
Чеснов 2014 — Чеснов Я. В. Народная культура. Философско-антропологический подход. М.: Канон +, 2014.
Флеров 2007 — Флеров В. С. Постпогребальные обряды Центрального Предкавказья в I в. до н. э. — IV в. н. э. и Восточной Европы в IV в. до н. э. — XIV в. н. э. М.: ТАУС, 2007. (Труды Клин-Ярской экспедиции; Вып. III).
Бравина Р. И. «Танец умерших невест»: окказиональные практики в погребальной обрядности якутов // Традиционная культура. 2024. Т. 25. № 1. С. 137–149.