http://orcid.org/0000-0001-5221-9424
Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнолингвистики и фольк- лора Института славяноведения РАН:
Российская Федерация, 119334, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32а;
тел.: + 7 (495) 938-17-80; e-mail: kotmonya@yandex.ru
Статья написана в рамках работы по проекту «Образ человека в языке и культуре славян» (РФФИ, 16-04-00101).
В статье анализируются народные славянские легенды, посвященные трансформациям человеческого тела. Этиологические сюжеты и мотивы, касающиеся анатомии человеческого тела, декларируют идею о том, что все происходящие изменения нацелены на придание телу функциональности: изначально «идеальное» тело человека должно быть приспособлено к окружающей среде и социуму. Одна группа сюжетов представляет изменения, которые происходили с первыми людьми (Адамом и Евой); результаты этих трансформаций унаследованы потомками и стали нормой для всех последующих поколений людей; другая группа, сюжеты которой могут быть условно названы этногенетическими, касается телесных модификаций, которые приписаны представителям различных этнических традиций.
В легендах о трансформации человеческого тела присутствуют не только универсальные мотивы, известные практически у всех славян (например, «сатана (черт) портит/оскверняет/пачкает/увечит / выворачивает наизнанку тело человека»; «Бог выворачивает человека наизнанку / очищает своим дыханием»; «“ногтевое” (“роговое”, “кожаное”) тело утрачено в результате грехопадения / ногти как напоминание о “первом теле”»; «волосяной покров утрачен в результате грехопадения / волосы как напоминание о “первом теле”»; «происхождение мокрот / “поганая” слюна (сатана оплевал тело первого человека)»; «“адамово яблоко” появляется в результате вкушения запретного плода»), но и редкие и уникальные мотивы, бытующие в определенных локальных традициях. В статье анализируются редкие мотивы (появление гениталий, особенности волосяного покрова, утрата некоторых частей тела, перераспределение телесных функций между мужчиной и женщиной), определяется их роль в формировании локальных повествовательных традиций.
Агапкина 2009 — Агапкина Т. А. Рот // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 2009. С. 477–483.
Белова 2005 — Белова О. В. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М., 2005.
Белова 2017 — Белова О. В. Антропоцентрические мотивы в восточнославянских этиологических легендах // Антропоцентризм в языке и культуре / Отв. ред. С. М. Толстая. М., 2017. С. 171–184.
Белова 2017а — Белова О. В. Профессиональные и социальные институты в славянских этиологических легендах // Jazyk a kultúra v slovanských súvislostiach. Zo slovanskej etnolingvistiky / K. Žeňuchová, M. Китанова, P. Žeňuch (eds.). Bratislava; Sofia, 2017. С. 95–110.
Власова 2012 — Власова М. Н. Представления русских крестьян о миротворении и мироустройстве // Русский фольклор: Матер. и исслед. / Отв. ред. М. В. Рейли. Т. 36. СПб., 2012. С. 371–427.
Кабакова 2012 — Кабакова Г. И. Тело человека // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 2012. С. 247–251.
Мельников 1873 — Мельников П. И. Материалы для истории хлыстовской и скопческой ересей. Отд. V. Правительственные распоряжения, выписки из дел и записки о скопцах с 1834 по 1844 г. // Чтения в Обществе истории и древностей российских. М., 1873. Кн. 1. С. 1–262.
Zowczak 2000 — Zowczak M. Biblia ludowa: interpretacje wątków biblijnych w kulturze ludowej. Wrocław, 2000.