Независимый исследователь: Российская Федерация, г. Москва; e-mail: viola_fiorello@mail.ru
Считавшаяся ранее малоинтересной и обреченной на исчезновение, традиционная праздничная культура Ломбардии в последнее время возрождается и развивается, порой неожиданными путями, адаптируясь к новым условиям и потребностям населения. К обрядовым действиям переходного зимне-весеннего периода, сохраняющимся до нашего времени, можно отнести обычай разжигания костров в день святого Антония (17 января), сожжение чучела ведьмы Джюбианы (последний четверг января), обряд «Вызывания травы» (первый четверг или первый день марта), обряды изгнания зимы (последний день января или марта). В удаленных районах области праздничная обрядность переходного зимне-весеннего периода наиболее тесно связана с сельскохозяйственной деятельностью населения, и в ее проведении участвуют непосредственно члены общины. В ремесленных центрах на севере области обряды выражаются в уличном шествии молодежи, сливаясь с карнавальными празднествами. Зачастую при содействии местных властей и общественных организаций праздник становится ярким массовым действом. Карнавалы, как наиболее изучаемые явления народной духовной культуры Италии, и в частности Ломбардии, повсеместно переживают возрождение, с большим (в альпийской и приальпийской зонах) или меньшим (в ремесленных центрах и крупных городах, включая Милан) следованием традиции. В случае вмешательства властей они зачастую приобретают формы организованного, заранее спланированного зрелища. Следует предположить, что, скорее всего, именно социальнокультурная среда крупного города в настоящем и будущем послужит почвой для зарождения новых и преобразования старых форм народной праздничной культуры.
Геннеп 1999 — Геннеп А. ван Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999.
Кабицкий 2008 — Кабицкий М.Е. [Рецензия] // Этнографическое обозрение. 2008. № 2. С. 185–187. Рецензия на: I.E. Buttitta. La memoria lunga. Simboli e riti della religiosita tradizionale. Roma, 2002; I.E. Buttitta. Il fuoco. Simbolismo e pratiche rituali. Palermo, 2002; I.E. Buttitta. I morti e il grano. Tempi del lavoro e ritmi della festa. Roma, 2006; I.E. Buttitta. Feste dell’alloro in Sicilia. Palermo, 2006.
Календарные обычаи 1977 — Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники / Отв. ред. С.А. Токарев. М., 1977.
Календарные обычаи 1983 — Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев / Отв. ред. С.А. Токарев. М., 1983.
Пропп 2000 — Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М., 2000.
Buttitta 2006 — Buttitta I.E. I morti e il grano. Tempi del lavoro e ritmi della festa. Roma, 2006.
Irranca 1980 — Irranca F. Feste e tradizioni popolari nelle valli brembana e seriana. Bergamo, 1980.
Leydi 1988 — Leydi R. Spazi antichi e nuovi della festività popolare: Lombardia // Le tradizioni popolari in Italia. La festa, a cura di A. Falassi. Milano, 1988. P. 56–57.
Lombardi Satriani, Meligrana 1989 — Lombardi Satriani L.M., Meligrana M. Il ponte di San Giacomo. L’ideologia della morte nella società contadina del Sud. Palermo, 1989.
Minervini 1985 — Minervini E. Il carnevale di Milano tra istituzione e spontaneità // Della Peruta F., Leydi R., Stella A. Milano e il suo territorio. Milano, 1985.
Sordi 1976 — Sordi I. Il carnevale di Schignano e le sue maschere // Leydi R., Sanga G. Como e il suo territorio. Milano, 1976. P. 201–238.
Sordi 1976a — Sordi I. I riti di carnevale a Bagolino // Leydi R., Pianta B. Brescia e il suo territorio. Milano, 1976. P. 25–42.