ТРАПЕЗЫ ПРЕДКОВ. АГРАРНО-ХТОНИЧЕСКИЕ КОРНИ И ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ«СТОЛОВ СВЯТОГО ИОСИФА» НА СИЦИЛИИ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
священные трапезы, обрядовый символизм, культурное наследие, Сицилия
Автор
И.Э. БУТТИТТА
Сведения об авторе
ИНЬЯЦИО ЭМАНУЭЛЕ БУТТИТТА
https://orcid.org/0000-0002-5564-4028
Ординарный профессор этноантропологических дисциплин Департамента наук о культуре и обществе Университета Палермо:
Италия, 90128, г. Палермо, Виале делле Шенце, д. 15;
тел.: +39 (091) 23-86-55-37; e-mail: ignazio.buttitta@unipa.it
Дата поступления
Дата публикации
DOI
10.26158/TK.2019.20.3.013
Аннотация

Многие традиционные религиозные праздники на Сицилии несут в себе символизм, связанный с идеей плодородия растительности и человека, возвращения жизни и изобилия, и демонстрируют временную связь с производственными циклами основных сельскохозяйственных культур. Такие символические и временные связи особенно очевидны в случае трапез, устраиваемых по обету в праздник святого Иосифа (19 марта). Виды и форма блюд, приготовляемых по этому случаю, театрализованные элементы обрядов, сопровождающих «священную» трапезу, реальные и виртуальные участники этих обрядов (Святое Семейство, апостолы, так называемые «вирджи-недди», «старички») ясно отсылают к системе аграрно-хтонических представлений, свойственных многим европейским и средиземноморским крестьянским культурам. Кроме того, время, когда отмечается праздник, имеет очевидную связь с весной и прорастанием пшеницы, отражая потребность в критический момент в защите сверхъестественных сил, проявляющих, несмотря на внешнюю христианскую коннотацию, хтонический и связанный с потусторонним миром характер.

Список литературы

Источники и материалы

Bonanzinga 2013 — Bonanzinga S. La musica di tradizione orale // Lingue e culture in Sicilia. Vol. II / G. Ruffi no (ed.). Palermo, 2013. P. 1098–1160, 1172–1177.

Castiglione 2016 — Castiglione A. Le parole del cibo. Lingua e cultura dell’alimentazione a Troina. Palermo, 2016.

De Gregorio 2008 — De Gregorio N. Cibo e parole di una comunità di montagna. A Cam-marata con il questionario dell’ALS. Palermo, 2008.

Giacomarra 2012 — Giacomarra M. Il man-giare di san Giuseppe nel comprensorio delle Alte Madonie. Pietanze rituali e produzioni locali // Alimentazione, produzioni tradizionali e cul-tura del territorio. Atti dei convegni internazio-nali (Palermo, 5–7 dicembre 2011 e 20–22 no-vembre 2012) / S. Mannia (ed.). Palermo, 2012. P. 191–196.

Giordano 2016 — Giordano G. Tradizioni mu-sicali fra liturgia e devozione popolare in Sicilia. Palermo, 2016.

Macchiarella 1993 — Macchiarella I. I canti della Settimana Santa in Sicilia // Archivio delle tradizioni popolari siciliane. Vol. 33–34. Palermo, 1993.

Musardo Talò 2012 — Musardo Talò V. (ed.).La festa di S. Giuseppe: dalla Sicilia alla Puglia. San Marzano di San Giuseppe, 2012.

Pitrè 1881 — Pitrè G. Spettacoli e feste popolari siciliane. Palermo, 1881.

Ranisio 1981 — Ranisio G. Il paradiso folklori-co. San Giuseppe nella tradizione popolare meridionale. Napoli, 1981.

Sottile, Genchi 2011 — Sottile R., Genchi M.Lessico della cultura dialettale delle Madonie. Vol. 1: L’alimentazione. Palermo, 2011.

 

Исследования

Бахтин 1990 — Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., (1965) 1990.

Пропп 2000 — Пропп В. Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. М., 2000.

Auf der Maur 1990 — Auf der Maur H. Le celebrazioni nel ritmo del tempo. Feste del Signore nella settimana e nell’anno. Torino, 1990.

Bolognari 2001 — Bolognari M. Il banchetto degli invisibili: la festa dei morti nei rituali di una comunità del Sud. Catanzaro, 2001.

Bonato 2006 — Bonato L. Tutti in festa. Antropologia della cerimonialità. Milano, 2006.

Bonetti, Simonicca 2017 — Bonetti R., Simonicca A. (ed.). Etnografi a e processi di patrimonia-lizzazione. Roma, 2017.

Bortolotto 2008 — Bortolotto C. (ed.). Il patrimonio immateriale secondo l’Unesco: analisi e prospettive. Roma, 2008.

Bravo 2001 — Bravo G. L. Italiani. Racconto etnografi co. Roma, 2001.

Brelich 1954–1955 — Brelich A. Introduzione allo studio dei calendari festivi: In 2 vol. Roma, 1954–1955.

Burkert 1981 — Burkert W. Homo necans. An-tropologia del sacrifi cio cruento nella Grecia antica. Torino, 1981.

Buttitta 1996 — Buttitta A. Dei segni e dei miti. Una introduzione alla antropologia simbolica. Palermo, 1996.

Buttitta 1999 — Buttitta I. E. Le fi amme dei santi. Usi rituali del fuoco nelle feste siciliane. Roma, 1999.

Buttitta 2002 — Buttitta I. E. La memoria lun-ga. Simboli e riti della religiosità tradizionale. Roma, 2002.

Buttitta 2006 — Buttitta I. E. Feste dell’alloro in Sicilia. Palermo, 2006.

Buttitta 2013 — Buttitta I. E. Continuità delle forme e mutamento dei sensi. Ricerche e analisi sul simbolismo festivo. Acireale; Roma, 2013.

Buttitta 2016 — Buttitta I. E. Il destino nelle parole. Questue, mascheramenti e formule augurali // Maschera e linguaggi / P. Sisto, P. Totaro (ed.). Bari, 2016. P. 159–225.

Buttitta, Algozino 2006 — Buttitta I. E., Algozi-no G. (ed.). Gli artara di san Giuseppe a Leonforte: miti riti simboli. Palermo, 2006.

Carbone 2004 — Carbone M. Storia del riso e della derisione. Bari, 2004.

Cavalcanti 1995 — Cavalcanti O. Cibo dei vivi, cibo dei morti, cibo di Dio. Soveria Mannelli, 1995.

Cipriani, Lombardi 2013 — Cipriani R., Lom-bardi Satriani L. M. (ed.). Il cibo e il sacro. Roma, 2013.

Cirese 1997 — Cirese A. M. Dislivelli di cultura e altri discorsi inattuali. Roma, 1993.

Clemente 1982 — Clemente P. I canti di questua: rifl essioni su una esperienza Toscana // La ricerca folklorica. 1982. No 6. P. 101–105.

Cullmann 2005 — Cullmann O. Cristo e il tem-po. La concezione del tempo e della storia nel Cri-stianesimo primitivo. Bologna, 2005.

Cusumano 1992 — Cusumano A. Per una religione del pane. Le tavolate di San Giuseppe in Sicilia // Mythos. Rivista di Storia delle religioni. 1992. No 4. P. 67–79.

Daraki 1985 — Daraki M. Dionysos. Paris, 1985.

De Rosa 1981 — De Rosa G. La religiosità popolare. Storia, teologia, pastorale. Roma, 1981.

D’Onofrio 1998 — D’Onofrio S. Il cibo dei San-ti // Le solidarietà. La cultura materiale in lingui-stica e in antropologia / S. D’Onofrio, R. Gualdo (ed.). Lecce, 1998. P. 115–132.

Dumézil 1929 — Dumézil G. Le problème des Centaures. Etude de mythologie comparée indo-européenne // Annales du Musée Gui-met — Bibliothèque d’Etudes. T. XLI. Paris, 1929.

Eliade 1976 — Eliade M. Trattato di storia delle religioni. Torino, 1976.

Eliade 1997 — Eliade M. Storia delle religioni e culture “popolari” // Eliade M.Spezzare il tetto della casa. La creatività e i suoi simboli. Milano, 1997. P. 121–145.

Fournier 2013 — Fournier L. S. From rites de passage to liminality: Changes regarding theories and practices within French and Scottish public festivals // The power of the mask / A. Vaicekauskas (ed.). Kaunas, 2013. P. 7–17.

Gernet 1983 — Gernet L. Antropologia della Grecia antica. Milano, 1983.

Giallombardo 1990 — Giallombardo F. Festa, orgia e società. Palermo, 1990.

Giallombardo 2003 — Giallombardo F. La ta-vola, l’altare, la strada. Scenari del cibo in Sicilia. Palermo, 2003.

Giallombardo 2006 — Giallombardo F. La festa di san Giuseppe in Sicilia. Figure dell’alternanza e liturgie alimentari. Palermo, 2006.

Giancristofaro 2017 — Giancristofaro L. Le tradizioni al tempo di Facebook. Rifl essione par-161VINUM ET PANEM!tecipata verso la prospettiva del patrimonio Cul-turale Immateriale. Lanciano, 2017.

Greimas 1995 — Greimas A. Miti e figure. Bologna, 1995.

Harrison 1991 — Harrison J. Prolegomena to the study of Greek religion. Princeton, 1991.

Illuminati 1961 — Illuminati A. Mamurius Veturius // Studie Materiali di Storia delle Religioni. 1961. No 32. P. 41–80.

Jesi 2013 — Jesi F. Il tempo della festa. Roma, 2013.

Lanternari 1976 — Lanternari V. La grande festa. Vita rituale e sistemi di produzione nelle società tradizionali. Bari, 1976.

Lévi-Strauss 1995 — Lévi-Strauss C. Babbo Na-tale giustiziato. Palermo, 1995.

Lombardi, Meligrana 1989 — Lombardi Satria-ni L. M., Meligrana M. Il ponte di san Giacomo. L’ideologia della morte nella società contadina del Sud. Palermo, 1989.

Mannia 2015 — Mannia S. Questue e fi gure vicariali in area euromediterranea. Palermo, 2015.

Nilsson 1992 — Nilsson M. P. Geschichte der griechischen Religion: In 2 vol. München, 1992.

Niola 2009 — Niola M. Maria e le altre // La donna e il sacro. Dee, maghe, sacerdotesse, sante / T. India (ed.). Palermo, 2009. P. 101–108.

Palumbo 2003 — Palumbo B. L’Unesco e il campanile. Antropologia e politica dei beni culturali in Sicilia orientale. Roma, 2003.

Perricone 2005 — Perricone R. Le vie dei san-ti. Immagini di festa in Sicilia. Palermo, 2005.

Petrarca 1990 — Petrarca V. Le tentazioni e altri saggi d’antropologia. Napoli, 1990.

Rundle Clark 1959 — Rundle Clark R. T. Myth and symbol in Ancient Egypt. London, 1959.

Sabbatucci 1988 — Sabbatucci D. La religione di Roma Antica dal calendario festivo all’ordine cosmico. Milano, 1988.

Sebillot 1990 — Sebillot P. Riti precristiani nel folklore europeo. Milano, 1990.

Servier 1962 — Servier J. Les portes de l’année. Rites et Symboles. Paris, 1962.

Sobrero, Squillacciotti 1978 — Sobrero A., Squillacciotti M. Rifl essioni sulla nozione di reli-giosità popolare // Testimonianze. 1978. No 201–202. P. 88–96.

Spineto 2005 — Spineto N. Dionysos a tea-tro. Il contesto festivo del dramma greco. Roma, 2005.

Tagliaferri 2014 — Tagliaferri R. Il Cristianesimo “pagano” della religiosità popolare. Padova, 2014.

Teti 1978 — Teti V. Il pane, la beff a e la festa. Cultura alimentare e ideologia dell’alimentazione nelle classi subalterne. Rimini; Firenze, 1978.

Vernant 2001 — Vernant J.-P. L’universo, gli dèi, gli uomini. Il racconto del mito. Torino, (1999), 2001.

Для цитирования

Буттитта И. Э. Трапезы предков. Аграрно-хтонические корни и постмодернистские переосмысления «столов святого Иосифа» на Сицилии // Традиционная культура. 2019. Т. 20. No 3. С. 150–164.