Трихорд как ладовый архетип в бурятской традиционной музыке

Альманах
Ключевые слова
трихорд, ладовый архетип, раннефольклорные жанры, буряты
Автор
Л.Д. Дашиева
Сведения об авторе
Лидия Данииловна Дашиева
https://orcid.org/0000-0003-0492-7252
Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН:
Российская Федерация, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахъяновой, д. 6;
тел.: +7 (3012) 43-32-64; e-mail: dashieva2006@yandex.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2024.25.3.005
Благодарность

Статья подготовлена в рамках государственного задания (проект «Письменные традиции народов Байкальского региона в контексте историко-культурного наследия России и Внутренней Азии», № 121031000263-3).

Аннотация

В статье рассматриваются архетипические ладовые структуры в традиционной музыке бурятского народа. Трихорд как один из универсальных и распространенных ладовых архетипов в музыке является базовой ладовой моделью в звуковысотно-ладовом мышлении бурят во всех этнолокальных группах (западных эхиритов, булагатов, хонгодоров, восточных хори, южных селенгинцев). В этом заключается его особое приоритетное значение. Цель данной статьи — рассмотрение архетипической структуры трихорда в бурятской традиционной музыкальной культуре на разных контекстуальных уровнях. Трихордный лад обозначен автором статьи первым ладовым архетипом (I ЛА), являющимся стабильным ладовым сегментом в корневой системе бурятской традиционной музыки. В статье представлен его звуковысотно-ладовый анализ в таких жанрах традиционной музыкальной культуры бурят, как родинные обрядовые песни милаангын дуунууд, застольные архиин/арсиин дуунууд, танцевальные ёохорой дуунууд, сопровождающие бурятский круговой танец ёхор (ёохор). В статье показан механизм ладообразования трихорда посредством формообразующей роли полуторатоновой секунды в раннефольклорных жанрах традиционной музыки бурят. По-видимому, неслучайно трихордная ладовая структура номинирована «формулой жизни» (термин Алкон). Ее жизнеспособность свидетельствует о сохранности традиционного музыкально-фольклорного или мифологического мышления бурят.

Список литературы

Источники и материалы

ЦВРК ИМБТ СО РАН — Фоноархив ЦВРК

ИМБТ СО РАН. Инв. № 3086. Коллекция Д. С. Дугарова.

 

Исследования

Алексеев 1986 — Алексеев Э. Е. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект. М.: Сов. композитор, 1986.

Алкон 2002 — Алкон Е. М. Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное: Автореф. … д-ра искусствоведения. СПб., 2002.

Алкон 2015 — Алкон Е. М. Бинарная асимметрия «формулы жизни» в музыке: совпадение или закономерность? // Асимметрия. 2015. Т. 9. № 4. С. 27–38.

Алкон 2017 — Алкон Е. М. Загадка музыки: живое неживое // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток — Запад. Вып. 22. Владивосток: ДВГИИ, 2017. С. 5–12.

Алкон 2019 — Алкон Е. М. Классификация ладовых архетипов и современные проблемы музыкального образования // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7. № 2. С. 77–95.

Бражник 2003 — Бражник Л. В. Ангемитоника в модальных и тональных системах. На примере музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья: Дис. ... д-ра искусствоведения. Казань, 2003.

Галицкая 1981 — Галицкая С. П. Теоретические вопросы монодии. Ташкент: Фан, 1981.

Герцман 1986 — Герцман Е. В. Античное музыкальное мышление. Л.: Музыка, 1986. Дашиева 2009 — Дашиева Л. Д. Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2009.

Дашиева 2017 — Дашиева Л. Д. Обрядовая песенная традиция западных бурят: Научное исследование [Монография]. Иркутск: Оттиск, 2017.

Дашиева 2018 — Дашиева Л. Д. Обрядовая
песенная традиция западных бурят: Дис. … д-ра искусствоведения. Владивосток, 2018.

Дашиева 2020 — Дашиева Л. Д. Ладовые архетипы в традиционной музыке бурят // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2020. № 4. С. 258–265.

Дугаров 1980 — Дугаров Д. С. Бурятские народные песни. Песни западных бурят. УланУдэ: Бурят. кн. изд-во, 1980.

Ильина 2004 — Ильина С. В. Ритмические основы традиционного песенного творчества волжских татар и чувашей: к проблеме формульности: Дис. … канд. искусствоведения. Чебоксары, 2004.

Куницын 1999 — Куницын О. И. Выразительные средства профессиональной музыки. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 1999.

Лупинос 2013 — Лупинос С. Б. Трихорд — базисная структура ладоинтонационного мышления японцев // Научное мнение. 2013. № 11. С. 122–129.

Манжигеев 1978 — Манжигеев И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. М.: Наука, 1978.

Холопов 1988 — Холопов Ю. Н. Гармония: Теоретический курс. М.: Музыка, 1988.

Шейкин 2002 — Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири. Сравнительно-историческое исследование. М.: Вост. лит., 2002.

Южак 1989 — Южак К. И. Лад: тип порядка, динамическая и эволюционирующая система // Традиции музыкальной науки: Сб. иссл. ст. Л.: Сов. композитор. Ленингр. отд-ние, 1989. С. 45–69.

Для цитирования

Дашиева Л. Д. Трихорд как ладовый архетип в бурятской традиционной музыке // Традиционная культура. 2024. Т. 25. № 3. С. 64–75.