«В ГОЛБЧЕ-ТО У НАС МОГИЛЬНИК»: ДЕТСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ ВНЕ ОБЩЕГО КЛАДБИЩА В XX ВЕКЕ (ПРАКТИКИ И НАРРАТИВЫ СЕВЕРНОГО ПРИКАМЬЯ)

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
похоронно-поминальная обрядность, инфантицид, слухи, криминально-бытовые рассказы, мифологические нарративы
Автор
С.Ю. КОРОЛЁВА
Сведения об авторе
СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА КОРОЛЁВА
https://orcid.org/0000-0003-4246-907X
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы Пермского государственного национального исследовательского университета:
Российская Федерация, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15;
тел.: +7 (342) 239-63-74; e-mail: petel@yandex.ru
Благодарность

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект № 17–14–59009ОГН «Фольклорная несказочная проза Северного Прикамья: универсальное, региональное, локальное (на материале записей второй половины XX —  начала XXI в.)».

Аннотация

В статье рассматриваются захоронения детей вне обычных действующих кладбищ: в огородах, по обочинам дороги, на берегу реки, в подполье дома. Сведения собраны в 2010-х гг. на территории Коми-Пермяцкого округа Пермского края, в зоне русско-коми-пермяцких контактов. Случаи относятся к советскому времени, 1950–1960-м гг., и могут быть разделены на две группы —  в зависимости от явного или тайного характера погребений и отношения к ним местного социума. В первом случае захоронения производятся на специальных детских кладбищах, практика признается допустимой, на могилах проводятся поминальные ритуалы. Во вторую группу попадают случаи погребения новорожденных вдоль дорог и под полом, они совершаются без свидетелей и могут вызывать подозрения в инфантициде. Учет не только этнографической информации, но и лингвистических особенностей записанных текстов позволяет обнаружить, что нарративы о захоронениях в голбце сдвигаются в область слухов, имеют грамматические признаки так называемой проблематической достоверности. Такие истории строятся по фольклоризованным сюжетным моделям — к ак криминально-бытовые и мифологические рассказы, их героинями оказываются женщины, наделенные чертами социальной маргинальности.

Список литературы

Бахматов и др. 2003 —  Бахматов А. А., Подюков И. А., Хоробрых С. В., Черных А. В. Юрлинский край. Традиционная культура русских конца XIX–XX вв. Кудымкар, 2003.

Борисова 2009  —  Борисова И. Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. М., 2009.

Голева и  др. 2011  —  Голева Т. Г., Подюков И. А., Пономарёва Л. Г., Черных А. В. Лупьинцы: история, культура, язык: Этнолингвистический сборник. Пермь, 2011.

Голикова 2012  —  Голикова С. В. Детская смертность в Пермской губернии (вторая половина XIX — начало XX в.): источниковедческий и методический аспекты. Екатеринбург, 2012.

Голикова 2014  —  Голикова С. В. Инфантицид и солдатки (по материалам Екатеринбургского уездного суда XIX в.) // Институты развития демографической системы общества: Сб. матер. V Уральского демографического форума. Екатеринбург, 2014. С. 272–279.

Голикова 2017 —  Голикова С. В. Отношение к детской смертности в традиционной культуре русских Урала XVIII — н ачала XX в. // Уральский исторический вестник. 2017. № 1 (54). С. 59–64.

Горбатов 2009  —  Горбатов Д. С. Слухи, сплетни, городские легенды: психологическая природа различий // Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 71–79.

Дубин 2001 —  Дубин Б. В. Речь, слух, рассказ: трансформации устного в современной культуре // Дубин Б. В. Слово — письмо — литература: Очерки по социологии современной культуры. М., 2001. С. 70–81.

Жуланова 1995 —  Жуланова Н. И. Юрлинцы: русский «остров» или контактная зона? (О музыкальном фольклоре и традиционной культуре русского населения Коми-Пермяцкого автономного округа) // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 6: Русский фольклор в инокультурном окружении. М., 1995. С. 77–88.

Зеленин 1995  —  Зеленин Д. К. Избранные труды: Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995.

Кабакова 1999 —  Кабакова Г. И. Дети некрещеные // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д (Давать) —  К (Крошки) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 1999. С. 86–88.

Королёва, Четина, Колегова 2015 —  Королёва С. Ю., Четина Е. М., Колегова О. А. Локусы памяти в пространстве традиции (почитание братских могил в Юрлинском районе Пермского края) // Социо- и психолингвистические исследования. 2015. Вып. 3. С. 128–144. URL: http://splr.psu.ru/wp-content/uploads/2015/12/ Королева_Четина_2015.pdf (дата обращения: 12.03.2018).

Коршунков 2018 —  Коршунков В. А. Лубяной гробик, забытый в подвале под колокольней: эпизод из провинциальной церковной жизни в России конца XIX века. (В печати.)

Левкиевская 2009 —  Левкиевская Е. Е. Полесские поверья о некрещеных детях // Живая старина. 2009. № 4 (64). С. 7–11.

Левкиевская 2009a —  Левкиевская Е. Е. Подпол // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 4: П (Переправа через воду) —  С (Сито) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 2009. С. 103–106.

НДП 2012 — Народная демонология Полесья. Т. 2: Демонологизация умерших людей / Сост. Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. М., 2012.

Неклюдов 2003 —  Неклюдов С. Ю. Фольклор современного города // Современный городской фольклор / Ред. А. Ф. Белоусов, И. С. Веселова, С. Ю. Неклюдов. М., 2003. С. 5–24.

Осетрова 2015  —  Осетрова Е. В. Слухи в парадигме лингвистической генристики // Жанры речи. 2015. № 2 (12). С. 80–89.

Пудиков 2017 —  Пудиков И. В. Фантомные переживания у матерей погибших военнослужащих // Иллюзорные миры и медиумические практики в  пространстве культуры: Тезисы и матер. Всерос. конф. / Cост. и ред. Н. В. Петров, О. Б. Христофорова. М., 2017. С.  159– 163. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/2017_ ImaginaryUniverses_Proceedings_th.pdf (дата обращения: 12.03.2018).

Раденкович 2004  —  Раденкович Л. Названия демонов, ведущие происхождение от детей, умерших до крещения, у славян // Balcanica XXXIV. Belgrade, 2004. С. 203–221.

Рэнсел 1996 —  Рэнсел Д. «Старые младенцы» в русской деревне // Менталитет и аграрное развитие России (XIX–XX вв.). М., 1996. С. 106–114.

Самойлова 2017 —  Самойлова Е. Огород —  мемориальный комплекс: коммеморативный аспект женских земледельческих практик конца XIX — н ачала XXI века // Человек и событие в исторической памяти. Сыктывкар, 2017. С. 221–234.

Свидницкий 1861 —  Свидницкий А. П. Великдень у подолян // Основа. Южно-русский литературно-ученый вестник. 1861. № 11–12. С. 26–71.

Толстая С., Толстая М. 2003  —  Толстая С. М., Толстая М. Н. Погребения в саду у «горюнов» Сумской области // Живая старина. 2003. № 2. С. 10–13.

Черванёва 2017 —  Черванёва В. А. Границы достоверности мифологического рассказа: делал —  видел —  слышал —  был // Русская речь. 2017. № 5. С. 112–117.

Черных, Голева, Шевырин 2009  —  Черных А. В., Голева Т. Г., Шевырин С. А. Поляки в Пермском крае: Очерки истории и этнографии. СПб., 2009.