https://orcid.org/0000-0003-3679-4634
Доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН:
Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 4;
тел.: +7 (812) 328-19-01; e-mail: tgivanova@inbox.ru
В статье рассмотрено сопряжение живописного творчества знаменитого художника-передвижника, уроженца Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии В. М. Максимова (1844–1911) с его деятельностью в области собирания фольклорно-этнографических материалов на своей родине. Записи В. М. Максимова были переданы им в «Этнографическое бюро» князя В. Н. Тенишева, в настоящее время они опубликованы в фундаментальном издании «Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы “Этнографического бюро” князя В. Н. Тенишева» [Русские крестьяне 2008]. В исследовании затронут ряд живописных полотен В. М. Максимова, отражающих обрядовые ситуации и картины традиционной крестьянской жизни («Заслушались», «Сборы на гулянье», «Пережил старуху», «Залом ржи»), но специальное внимание уделено картине «Приход колдуна на свадьбу» и тем фольклорно-этнографическим записям художника, которые они визуализируют. В заключение автор ставит вопрос о необходимости создания каталога произведений изобразительного искусства, отражающих обрядовую жизнь русского народа.
Померанцева 1973 — Померанцева Э. В. Художник и колдун // Сов. этнография. 1973. № 2. С. 137–145.