https://orcid.org/0000-0002-6024-5398
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии, социологии и философии Вятского государственного университета:
Российская Федерация, 610000, г. Киров, ул. Московская, д. 36;
тел.: +7 (8332) 74-24-71; e-mail: ev2_74@mail.ru
Исследование выполняется при поддержке РФФИ № 19–012–00238 «Локальные традиции и историческая память в искусстве старообрядцев ХХ — начала ХХI в.».
В статье рассматриваются источники формирования визуального образа в старообрядческой лицевой рукописи матушки Македонии, созданной в 1950– 1960-е гг. на Енисее, и современном лубке «Внутреннее состояние сердца человеческого при жизни праведной и греховной», нарисованном в 2011 г. в женских монастырях староверов-часовенных на Дубчесе в Красноярском крае. Сравнение вербального и визуального текстов в книге «Сердце человеческое», изданной большими тиражами в России в XVIII– XX вв., с одноименной лицевой рукописью м. Македонии, найденной в экспедиции в 2019 г., позволило установить прототипы копирования и переработки материалов для создания настенного листа. Впервые в научный оборот вводятся два письменных источника старообрядческой культуры середины ХХ–XXI вв. — лицевая рукопись и настенный лист, свидетельствующие о сохранении книжной и лубочной традиций при кардинальных трансформациях культурного пространства и времени в условиях развития современных технологий. Антропология лубка раскрывается через интерпретацию образа Человека и его «внутреннего состояния сердца», размышления о выборе жизненного пути — праведного и греховного. Компаративный анализ и комментирование картинки позволяют описать мироощущение и восприятие изобразительного источника. В целом традиция переписывания книг и создания народной картинки актуальна в старообрядческих общинах на Енисее, выполняет дидактическую и коммуникативную функции, о чем свидетельствуют рассказы информантов и артефакты, найденные в экспедициях Красноярского края.
Источники и материалы
Внутреннее состояние сердца человека при жизни праведной и греховной. Настенный лист. 2011. Монастыри Дубчеса. Красноярский край. Смешанная техника. Акварель, темпера, фломастеры. Частная коллекция автора. Внутреннее состояние сердца человека при
жизни праведной и греховной. Лицевая рукопись. 1950–1960-е гг. Выполнена м. Македонией (М. Е. Губкиной). Полуустав. 52 л. 20 миниатюр. 4º. Енисейский р-н Красноярского края. В частном собрании.
Внутреннее состояние 1897 — Внутреннее состояние сердца человеческого. 2-е изд. / Е. Т. М.: Тип. И. Д. Сытина и К°, 1897.
Ровинский 1881 — Ровинский Д. А. Русские народные картинки. СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1881.
Снегирев 1844 — Снегирев И. М. О лубочных картинках Русского народа. М.: Тип. Августа Семена, 1844.
Сытин 1985 — Страницы пережитого: современники о И. Д. Сытине. М.: Книга, 1985. (Жизнь для книги).
Исследования
Белова, Петрухин 2008 — Белова О. В., Петрухин В. Я. Фольклор и книжность. Миф и исторические реалии. М.: Наука, 2008.
Быкова, Костров 2019 — Быкова Е. В., Костров А. В. Старообрядческий лубок «Две дороги — Два пути»: комментированное прочтение визуального образа. Киров: Киров. обл. типография, 2019.
Быкова, Пригарин 2019 — Быкова Е. В.,Пригарин А. А. Визуальный образ черноризца в староверческих рукописях на Енисее // Этнос и конфессия: Матер. Восемнадцатых Междунар. Санкт-Петербургских этногр. чтений. СПб.: ИПЦ СПбГУТД, 2019. С. 33–38.
Быкова, Пригарин 2019а — Быкова Е. В., Пригарин А. А. Мир визуальных образов старообрядцев Тувы: от иконы и лубочной картинки до фотографии // Новые исследования Тувы. 2019. № 1. URL: https://nit.tuva.asia/nit/ article/view/803 (дата обращения: 21.12.2020).
Быкова, Пригарин 2020 — Быкова Е. В., Пригарин А. А. Судьба книжницы-старовера в контексте биографических реконструкций: (со)знание часовенных Енисея и документальные поиски // Старообрядчество в истории и культуре России: проблемы изучения (к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума) / Отв. ред. В. Н. Захаров. М.: Ин-т Российской истории РАН, 2020. С. 314–328.
Журавель 2012 — Журавель О. Д. Литературное творчество старообрядцев XVIII — начала XXI в.: темы, проблемы, поэтика. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012.
Иткина 2017 — Иткина Е. И. Рисованный лубок старообрядцев в собрании Исторического музея. М.: Гос. исторический музей, 2017.
Лотман 1976 — Лотман Ю. М. Художественная природа русских народных картинок // Народная гравюра и фольклор в России XVII–XIX вв.: К 150-летию со дня рождения Д. А. Ровинского: Матер. науч. конф. Под общ. ред. И. Е. Даниловой. М.: Сов. художник, 1976. С. 79–153.
Плетнева 2013 — Плетнева А. А. Лубочная Библия: язык и текст. М.: Языки славянской культуры, 2013. Соколов 1999 — Соколов Б. М. Художественный язык русского лубка. М.: РГГУ, 1999.
Урало-Сибирский патерик 2014 — УралоСибирский патерик: тексты и комментарии: В 3 т. Кн. 1 (Т. 1, 2) / Отв. ред. Н. Н. Покровский. М.: Языки славянской культуры, 2014.
Хромов 1998 — Хромов О. Р. Русская цельногравированная лубочная книга: (Исследование по истории книжной культуры и технике производства). М.: Памятники исторической мысли, 1998.
Быкова E. В. «Внутреннее состояние сердца человеческого при жизни праведной и греховной»: рукописная книга и современный лубок староверовчасовенных на Енисее // Традиционная культура. 2021. Т. 22. № 2. С. 143–152.