Кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русской и общей филологии,
руководитель Научно-образовательного центра «Духовная культура Европейского Севера
России» Института гуманитарных наук Сыктывкарского государственного университета:
167001, Российская Федерация, Республика Коми, г. Сыктывкар,
Октябрьский пр-т, д. 65; тел.: +7(8212) 390 396; e-mail: t-kaneva@yandex.ru
Работа выполнена в рамках проекта, финансируемого РГНФ и Республикой Коми (№ 14-14- 11003 а(р)
Работа посвящена характеристике поэтической реализации темы «война» в причитаниях одной из севернорусских традиций — Усть-Цильмы (р. Печора). Материалом послужили главным образом записи, сделанные непосредственно в годы Великой Отечественной войны — в 1942 г. (опубликованы в 1963 г.). В статье рассматриваются отдельные номинации — слова и определительные словосочетания, относящиеся к понятиям «война», «оружие», «враг». Наиболее популярным обозначением войны стало сочетание «большая война кроволитная», выражения «огни жаркие» и «туча черная» отмечены как единичные метафорические замены этого понятия. Разнообразен словарь оружия и боеприпасов, перечисляемых в плачах в контексте характеристики войны как сражения. При обозначении противника широко используются лексемы как обобщающего свойства («враг», «неприятель»), так и конкретно-исторического («фашист», «Гитлер»), интересен ряд единичных характеристик врага («разбойник», «зверь» и т. п.). Анализу в статье подвергаются и мотивы, характерные для причитаний воинской тематики: наступление войны, проводы (отправка) на фронт, наказы воинам, солдатский быт, битва-сражение, гибель воинов и др. В мотивах проводов и местонахождения солдат манифестируется образ войны как чужой дальней стороны, как пространства смерти, противопоставленного дому и грозящего воинам страшной гибелью. Своего наивысшего накала тема войны в усть-цилемских причитаниях достигает в мотиве непогребения воинов. В работе также обращается внимание на связи поэтики причитаний, посвященных событиям войны, с другими группами плачей и другими жанрами усть-цилемского фольклора. В результате делается вывод, что в «воинской» причети широко использован поэтический арсенал похоронно-поминальной поэзии; параллели к конкретным составляющим художественного словаря обнаруживаются в былинах и лирических песнях. Приводятся отдельные наблюдения о близости усть-цилемских причитаний плачам Заонежья и Пудожья, тоже записывавшимся в годы Великой Отечественной войны.
Астахова 2013 — Печорские причитания и заметки о похоронном обряде в записях экспедиции ГИИИ 1929 г. (Из полевых дневников А. М. Астаховой) / публ. и коммент. Т. С. Каневой // Из истории русской фольклористики. Вып. 8. СПб., 2013. С. 109–146.
Былины Мезени 2006 — Былины Мезени (Свод русского фольклора: Былины: в 25 т. Т. 3–5) / отв. ред. А. А. Горелов. СПб.; М., 2006.
Былины Печоры и Зимнего берега 1961 — Былины Печоры и Зимнего берега: Новые записи / изд. подгот. А. М. Астахова, Э. Г. Бородина-Морозова, Н. П. Колпакова, Н. К. Митропольская, Ф. В. Соколов. М.; Л., 1961.
Былины Пинеги 2012 — Былины Пинеги (Свод русского фольклора: Былины: в 25 т. Т. 7) / отв. ред. А. А. Горелов. СПб.; М., 2012.
Иванова 2010 — Иванова Т. Г. Идеологемы и
Канева 2011а — Канева Т. С. «Война — чужая сторона» в усть-цилемских причитаниях // Рябининские чтения — 2011: Матер. VI науч. конф. по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 2011. С. 280–283.
Канева 2011б — Усть-цилемские свадебные причитания: указатель основных тем и мотивов / сост. Т. С. Каневой // Покровские дни: Труды конф. Вып. 2. Н. Новгород, 2011. С. 53–99.
Николаев 2002 — Николаев О. Р. Фольклорная символика дороги и поэзия А. С. Пушкина // Традиционные модели в фольклоре, литературе, искусстве. В честь Натальи Михайловны Герасимовой. СПб., 2002. С. 60–77.
Поэзия Печоры 1943 — Базанов В. Г. Поэзия Печоры. Сыктывкар, 1943.
Разумова 2005 — «Моя первая экспедиция на Печору — это был 42-й год» (из воспоминаний А. П. Разумовой) / публ. М. Л. Лурье, А. А. Сенькиной // Живая старина. 2005. № 2. С. 47–48.