https://orcid.org/0000-0003-1069-6163
Доктор филологических наук, главный научный сотрудник сектора прикладного языкознания Института языкознания РАН:
Российская Федерация, 125009, г. Москва, Б. Кисловский пер., д. 1, стр. 1;
тел.: + 7 (495) 690-35-85; e-mail: seniki38@mail.ru
Статья посвящена проблеме взаимоотношений между устной и письменной формами в традиционной жизни духовного стиха старообрядцев. Духовный стих определяется как совокупность поэтических текстов, объединенных народно-православной системой ценностей. Центром системы является концепт спасения, организующий вокруг себя концептосферу народной веры. Устная форма ответственна за звуковое воспроизведение текстов, несущее эстетическую составляющую, информационный и нравственно-религиозный смыслы и передачу их между поколениями; письменная форма (стиховники) добавляет консервацию, другой тип хранения, пополнения словесных и музыкальных текстов (крюки) и возможность представления иерархии ценностей в локальных культурах старообрядчества.
Агеева, Кобяк и др. 1994 — Агеева Е. А., Кобяк Н. А., Круглова Т. А., Смилянская Е. Б. Рукописи Верхокамья XV–XX вв.: Каталог. Из собрания Научной библиотеки Московского университета им. М. В. Ломоносова. М., 1994.
Белова, Толстая — Белова О. В., Толстая С. М. Рай // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 2009. С. 397–400.
Лосский 2000 —Лосский В. Н. Богословие и боговидение. М., 2000. С. 273–288.
Казанцева, Философова 1998 — Казанцева М. Г., Философова Т. В. Музыкально-поэтическое наследие Поморского Севера в вятской старообрядческой традиции // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Т. 2. Екатеринбург, 1998. С. 81–11.
Мурашова 2014 — Мурашова Н. С. Музыкально-поэтический инципитарий духовных стихов бухтарминских старообрядцев-каменщиков // Старообрядчество. История. Культура. Современность. Материалы. Т. II. М., 2014. С. 299–313.
Никитина 1978 — Никитина С. Е. Пермский фольклор и книжная традиция (обзор материалов экспедиции 1973 г.) // Из истории фондов научной библиотеки Московского университета. М., 1978. С. 136–151.
Никитина 2016 — Никитина С. Е. Сотериология конфессиональных групп в призме этноконфессиональной лингвистики // Язык, сознание, коммуникация. М., 2016. Вып. 53. C. 266–284.
Петров 2012 — Петров А. М. Синтаксис русских духовных стихов. Петрозаводск, 2012.
Пряхина — Пряхина И. И. Церковнославянская традиция и диалектные особенности духовных стихов Верхокамья // Кому повем печаль мою: Духовные стихи Верхокамья. Исследования и публикации / Под ред. И. В. Поздеевой. М., 2007. С. 36–55.
Смилянская 2012 — Cмилянская Е. Б. «Три дороги есть: одна в ад в муку, другая в огонь, а третья в рай…»: Повествования о вере и спасении старообрядцев Верхокамья // О своей земле, своей вере, настоящем и пережитом в России ХХ–ХХI вв. (к изучению биографического и религиозного нарратива) / Под общ. ред. Е. Б. Смилянской. М., 2012. С. 49–166.
Соболев 1913 — Соболев А. Н. Загробный мир по древнерусским представлениям. Сергиев Посад, 1913. Федотов 1991 — Федотов Г. П. Стихи духовные: (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991