«ФРЕГАТ "ПАЛЛАДА"» И. А. ГОНЧАРОВА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭТНОЛОГИИ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
художественная этнология, автор-повествователь, сопоставление, ритмическая и орнаментальная проза, комическое
Автор
Г. Г. БАГАУТДИНОВА
Сведения об авторе
ГУЛЬЗАДА ГАДУЛЬЯНОВНА БАГАУТДИНОВА
https://orcid.org/0000-0003-1709-1087
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики Марийского государственного университета:
Российская Федерация, Республика Марий Эл, 424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1;
тел. :+7 (8362) 68-80-02; е-mail: gbagautdinova@yandex.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
10.26158/TK.2019.20.5.015
Аннотация

Жанровая природа «Фрегата “Паллада”» И. А. Гончарова сложна и эклектична. Несмотря на ее мозаичность, структура текста отличается четкостью, она выверена и хорошо продумана. В этом произведении повествуется о разных странах, континентах, а также населяющих их народах и этносах. В статье рассматривается одна из глав книги с точки зрения художественно-этнологического1  дискурса: автор-повествователь описывает нравы, род занятий, этнические особенности китайского народа, но делает это весьма живо, занимательно, эмоционально, т. е. на художественном уровне. Основным композиционным принципом произведения «Фрегат “Паллада”» становится сопоставление: выявляются сходные и отличительные признаки китайского и других этносов (американцев, англичан, русских). Кроме того, показаны и этнические особенности разных групп китайцев (китайцы Шанхая, Гонконга, Сингапура).

В результате сопоставительного анализа автор приходит к выводу, что глава «Шанхай» написана большим писателем-беллетристом, не документалистом: Гончаров использует художественные приемы, определившие своеобразие его художественного мира, в том числе и романного (разнообразные ритмообразующие факторы; изящные и тонкие проявления комического начала; «архитектурную» структурированность; четкую и аргументированную авторскую позицию; гуманизм). 

Список литературы

Источники и  материалы

Гончаров 1997 — Гончаров И. А. ПСС и писем: В 20 т. Т. II. СПб., 1997.

Энгельгардт 1924–1935 — Энгельгардт Б. М. «Путешествие вокруг света И. Обломова» // Литературное наследство. Т. 102. И. А. Гончаров. Новые материалы и исследования. М., 2000. С. 15–74. 

 

Исследования  

Багаутдинова 2015 — Багаутдинова Г. Г. «Слуги старого века» И. А. Гончарова: поэтика композиции в аспекте «точки зрения» // Гончаров после «Обломова»: Сб. ст. Матер. III Междунар. науч. Гончаровской конф. в СанктПетербурге / Отв. ред. С. Н. Гуськов. СПб.; Тверь, 2015. С. 191–203. 

Багаутдинова 2018 — Багаутдинова Г. Г. Искусство и художник в романах И. А. Гончарова. Йошкар-Ола, 2018.

Багаутдинова 2019 — Багаутдинова Г. Г. Ритмообразующие принципы создания портретов персонажей в «Литературном вечере» И. А. Гончарова // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 12. № 4 (32). С. 125–130.  

Васильева 2000 — Васильева С. А. Человек и мир в творчестве И. А. Гончарова. Тверь, 2000.

Ермолаева 2011 — Ермолаева Н. Л. «И блеск, и тень, и говор волн…»: (Человек и море в очерках путешествия И. А. Гончарова во фрегате «Паллада») // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2011. Вып. 1. С. 37–47.  

Жирмунский 1975 — Жирмунский В. М.    Теория стиха. М., 1975.  

Кожевникова 1976 — Кожевникова Н. А.  Из наблюдений над неклассической («орнаментальной») прозой // Известия АН СССР. Сер. Лит. и яз. 1976. Т. 35. № 1. С. 55–66.

Колесова 2006 — Колесова Е. В. «Фрегат “Паллада”» И. А. Гончарова как источник по истории Японии середины XIX в. // Актуальные проблемы истории в отечественной и зарубежной историографии: Матер. VII Тарасовских чтений 14 мая 2004 г. / Отв. ред. А. Г. Бахтин. Йошкар-Ола, 2006. С. 25–28.

Краснощекова 1997 — Краснощекова Е. А. Гончаров. Мир творчества. СПб., 1997.

Орнатская 1986 — Орнатская Т. И. История создания «Фрегата “Паллада”» // Гончаров И. А. «Фрегат “Паллада”». Л., 1986. С. 766–788.

Филиппова 2015 — Филиппова Е. М. От «случайных» заметок до «любимого произведения»: к вопросу об эволюции творческой концепции книги И. А. Гончарова «Фрегат “Паллада”» в 1860–1870-х гг. // Гончаров после «Обломова»: Сб. ст. Матер. III Междунар. науч. Гончаровской конференции в Санкт-Петербурге / Отв. ред. С. Н. Гуськов. СПб.; Тверь, 2015. С. 230–242.

Чичкина 2007 — Чичкина Л. Г. Пространство как способ выражения авторской позиции в путевых очерках И. А. Гончарова «Фрегат “Паллада”» // Вестник Оренбургского государственного педагогического института. 2007. № 2. С. 104–108

Для цитирования

Багаутдинова Г.Г. «Фрегат "Паллада"» И. А. Гончарова как литературный памятник художественной этнологии // Традиционная культура. 2019. Т. 20. № 5. С. 181−188.