Доктор филологических наук, заместитель директора Института мировой литературы
им. А.М. Горького РАН: Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25а;
тел.: + 7 (495) 690‑50‑30; e-mail: info@imli.ru
В статье на примере одного из наиболее известных жанров мексиканского фольклора — сентиментальной песни — рассмотрены механизмы фольклоризации романтизма. По мере «снижения» романтического стиля от профессиональных поэтов к поэтам-дилетантам и в фольклорные массы происходит ряд взаимосвязанных преобразовательных процессов, таких, как изменение эмоционального настроя романтической поэзии и перевод романтической минорности в специфический сентиментальный надрыв, «экзотизация» фольклорной лирики, стереотипизация содержания и тематическое обеднение поэзии, циклизация содержания романтических песен, общее обеднение образности и стремление к декларативным формам выражения, усиление мотива посредством лексических и синонимических повторов, кристаллизация эпитетов. Как показано, суть фольклоризации состоит не в текстовых заимствованиях, а в коренной переработке литературного стиля, которая идет в двух основных направлениях: упрощение (утрирование) и стереотипизация, то есть созидание системы устойчивых художественных элементов, без чего невозможно ни коллективное усвоение, ни коллективное воспроизведение текста. Тем самым смысл фольклоризации заключается в преодолении сущностного барьера между литературой и фольклором. Некоторые результаты анализа применимы к типологически сходным явлениям латиноамериканского и европейского фольклора, таким, как перуанская мулиса, аргентинское танго, русский городской романс.
Кофман 1980 — Кофман А.Ф. Художественное своеобразие песенных лирических жанров мексиканского фольклора: Автореферат дис. … канд. филол. наук. М., МГУ, 1980.
Прокофьев 1983 — Прокофьев В.Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблеме примитива в изобразительных искусствах) // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983. С. 6–28.
Чистяков 1980 — Городской романс: Из архива кафедры фольклора МГУ. Вып. 1 / Сост., вступ. ст. и коммент. В.А. Чистякова. М., 1980. (Машинопись).
Bernal 1978 — Bernal D.R. La muliza: folklore del Perú. Lima, 1978.
Mendoza 1939 — Mendoza V.T. El romance español y el corrido mexicano. México, 1939.
Mendoza 1960 — Mendoza V.T. La canción mexicana. México, 1960. Millán 1957 — Millán M. del C. Poesía romántica mexicana. México, 1957.
Vázquez 1929 — Vázquez S.H. Canciones, cantares y corridos mexicanos. T. 1. México, 1929. Vilariño 1975 — Vilariño I. Las letras de tango. Buenos Aires, 1975.