Этномузыковед, кандидат искусствоведения, независимый исследователь, член Союза композиторов Санкт-Петербурга: Российская Федерация, г. Санкт-Петербург;
e-mail: kle-zemer@mail. ru
Вкус принято считать одной из универсальных базовых категорий, лежащих в основе познания мира. К. Леви-Строс полагал, что обращение к атрибутам вещей, доступным непосредственному восприятию, таким, как вкусы и запахи, гарантирует нас от ошибок. Однако в различных культурах их восприятие отличается. Северяне считают вкусной жирную пищу, южане больше любят острое.
Говоря о таких вещах, как вкус, можно обозначить несколько уровней осознания: непосредственное физическое ощущение, называние вкуса и его описание (а также вкусовые обобщения «вкусное — невкусное») и формирование вкусового кода, в рамках которого теми же эпитетами наделяются вещи, не имеющие непосредственного отношения к еде. Некоторые народы связывают вкусовые ощущения с определенными цветами — белым или темным. Определенные виды пищи в разных культурах могут ассоциироваться с обрядами (например, со свадьбой). В ряде ситуаций вкусовые ощущения связаны с восприятием смысла, а его постижение приравнивается к вкушению.
Эпитеты «сладкий», «горький», «кислый» часто используются в переносном смысле. Но в одних случаях «сладкое» воспринимается как нечто желательное или даже жизненно необходимое, а в других — приобретает отрицательные коннотации. Понимание этих эпитетов в контексте конкретной культуры помогает раскрывать смысл как фольклорных текстов (пословиц, песен, сказок), так и художественных произведений.
Агапкина 2002 — Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002.
Арутюнов 2001 — Арутюнов С.А. Основные пищевые модели и их локальные варианты у народов России // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М., 2001. С. 10–17.
Байбурин 2001 — Байбурин А.К. «Нельзя..., но если очень нужно» (к интерпретации способов нарушения правил и запретов) // Труды факультета этнологии. Вып. 1. СПб., 2001. С. 4–11.
Байбурин 2004 — Байбурин А.К. Заметки о кулинарной символике: «пересол» // Studia Ethnollogica: Труды факультета антропологии. Вып. 2. СПб., 2004. С. 4–13.
Байбурин 2005 — Байбурин А.К. Этнографические заметки о языке и слове в русской традиции // Антропологический форум. 2005. №3. С. 381–397.
Бегишева 2009 — Бегишева А. Чувствовать руками // Geo. Непознанный мир: Земля. 2009. №5. С. 40–41.
Благутина 2010 — Благутина В.В. Анатомия вкуса // Химия и жизнь. 2010. № 10. С. 34–38.
Боринская 2008 — Боринская С.А. Молоко, алкоголь, грибы, а также гены и народы // Кирпичики: фольклористика и культурная антропология сегодня: Сб. ст. в честь 65-летия С.Ю. Неклюдова и 40-летия его научной деятельности. М., 2008. С. 78–86.
Воронина 2004 — Воронина Т.А. Зерновые в повседневной, праздничной и обрядовой жизни русских // Хлеб в народной культуре: Этнографические очерки / Отв. ред.: С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина. М., 2004. С. 101–138.
Гольдин 1994 — Еврейская народная песня: Антология / Сост.М. Гольдин; Под ред. И.И. Земцовского. СПб., 1994. Г
орький источник — Горький источник // Химия в историях: Электронный сайт. URL: http://www. quickly-remont. ru/index. php_ p=12&pp=360. html (дата обращения: 17.12.2016).
Даль 1880–1882 — Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. СПб.; М., 1880–1882.
Дорофеев 2015 — Дорофеев Д.Ю. Личность и коммуникация: Антропология устного и письменного слова в античной культуре. СПб., 2015.
Дронова 2010 — Дронова Л.П. Сладко-соленый вопрос // Этимология: 2006–2008 / Отв. ред. Ж.Ж. Варбот. М., 2010. С. 101–106.
Жуковская 2008 — Жуковская Н.Л. Напитки «белые», напитки «черные» — сакральная антитеза в пищевой традиции монголов // Хмельное и иное: напитки народов мира / Отв. ред. С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина. М., 2008. С. 371–385.
Ивик 2014 — Ивик О. Еда древнего мира. М., 2014.
Каландаров 2008 — Каландаров Т.С. Напитки у народов Памира: будни и праздники // Хмельное и иное: напитки народов мира / Отв. ред. С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина. М., 2008. С. 249–273.
Криничная 2001 — Криничная Н.А. Русская народная мифологическая проза: истоки и полисемантизм образов: В 3т. Т. 1. Былички, бывальщины, легенды, поверья о духах «хозяевах». СПб., 2001.
Кузьменко 1998 — Крещение. Венчание. Погребение. Посты / Сост.П. Кузьменко. М., 1998.
Лаврентьева 1992 — Лаврентьева Л.С. Соль в обрядах и верованиях восточных славян // Из культурного наследия народов Восточной Европы. СПб., 1992. С. 56–61.
Латкин 1890 — Латкин Н.В. Красноярский округ Енисейской губернии. СПб., 1890.
Леви-Строс 1999 — Леви-Строс К. Мифологики: В 4 т. Т. 1. Сырое и приготовленное. М.; СПб., 1999.
Липинская 2001 — Липинская В.А. Адаптивно-адаптационные процессы в народной культуре питания русских // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М., 2001. С. 18–40.
Листова 2005 — Листова Т.А. Обряды и обычаи, связанные с рождением детей. Первый год жизни // Русские / Отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук. М., 2005. С. 500–517.
Львов 1999 — Львов А. Загадочная смоковница // Новая еврейская школа: Альманах. СПб., 1999. №6. URL: http://lvov. judaica. spb. ru/ teana. shtml (дата обращения: 26.02.2017).
Маимствалишвили 2014 — Маимствалишвили Э. Грузинские евреи // Страницы истории и культуры евреев Грузии (по следам экспедиции 2013 г.) / Отв. ред. М. Членов. М., 2014. С. 19–32.
Майков 1996 — Великорусские заклинания. Сборник Л.Н. Майкова / Послесл., прим. и подготовка текста А.К. Байбурина, испр. и доп. СПб., 1996.
Маршак 1923 — Маршак С. Сказка о глупом мышонке: Рис. Вл. Конашевича. М.; Пг., 1923.
Мигранова 2008 — Мигранова Э.В. Традиционные башкирские напитки // Хмельное и иное: напитки народов мира / Отв. ред. С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина. М., 2008. С. 284–311.
Мифы народов мира 1991 — Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2т. Т. 1. М., 1991.
Морозов, Слепцова 2004 — Морозов И.А., Слепцова И.С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX– XX вв.). М., 2004.
Никифоровский 1897 — Простонародные примеры, поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах / Собрал в Витебской Белоруссии Н.Я. Никифоровский. Витебск, 1897.
Новиков 2005 — По заветам старины: Мифологические сказания, заговоры, поверья, бытовая магия старообрядцев Литвы / Изд. подгот. Ю.А. Новиков. СПб., 2005.
Олсон, Адоньева 2016 — Олсон Л., Адоньева С. Традиция, трансгрессия, компромисс: Миры русской деревенской женщины. М., 2016.
Ольман 2010 — Ольман А. Молочная трапеза в Шавуот // Лехаим. 2010. Май. №5 (217). URL: http://www. lechaim. ru/ARHIV/217/olman. htm (дата обращения: 24.01.2017).
Павлычева 2015 — Павлычева Е. Горькие воды Мерры. URL: http://radiovera. ru/gorkievodyi-merryi. html (дата обращения: 18.12.2016).
Пропп 1996 — Пропп В.Н. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.
Пьянкова, Седакова 2014 — Пьянкова К.В., Седакова И.А. Соль // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / В 5 т. Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). Под общей ред. Н.И. Толстого. М., 2014. С. 113–119.
Рейтенфельс 1905 — Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии / С латинского перевел А. Станкевич. М., 1905.
Седакова 2014 — Седакова И.А. Сладкий // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. В 5 т. Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). Под общей ред. Н.И. Толстого. М., 2014. С. 33–39.
Седакова 2007 — Седакова И.А. Балканские мотивы в языке и культуре болгар. Родинный текст. М., 2007.
Смит 2009 — Смит Дж.Е. Пятикнижие: актуальный комментарий для современного читателя. Н. Новгород, 2009.
Снегирев 1839 — Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 4. М., 1839.
Сумцов 1996 — Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996.
Утегалиева 2013 — Утегалиева С.И. Звуковой мир музыки тюркских народов: теория, история, практика (на материале инструментальных традиций Центральной Азии). М., 2013.
Федотова 2016 — Федотова Е.Я. Свадебный пир Самсона: есть или не есть? // Пир — это лучший образ счастья. Образы трапезы в богословии и культуре / Под ред. С. Панич и И. Языковой. М., 2016. С. 21–41.
Хаздан 2015 — Хаздан Е.В. Изучение знаков кантилляции в России, Европе, Америке // Еврейская речь. СПб.; Иерусалим, 2015. №4. С. 10–39.
Чухина 2007 — Чухина А.А. Родильный обряд Архангельского Севера: содержание, структура и локальные особенности // Традиционная культура. 2007. №3 (27). С. 66–75.
Borthwick 2000 — Borthwick F. Olfaction and Taste: Invasive Odours and Disappearing Objects // The Australian Journal of Anthropology. 2000. No. 11. Р. 127–140.
King 2012 — King Ph.D. Surrounded by Bitterness: Image Schemas and Metaphors for Conceptualizing Distress in Classical Hebrew. London, 2012. POYS 1988 — Pearls of Yiddish Song: Favorite Folk, Art and Theatre Songs / Comp. by Eleanor Mlotek and Josepf Mlotek. New York, 1988.