ЖЕНИХ НА «КОНИКЕ»: ОБРАЗ ВСАДНИКА В РУССКОЙ СВАДЬБЕ И ЕГО МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СООТВЕТСТВИЕ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
русский свадебный обряд, «коник», мифологический сюжет, верховное женское божество
Автор
В.С. Бузин
Сведения об авторе
ВЛАДИМИР СЕРАФИМОВИЧ БУЗИН
Кандидат исторических наук, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета: Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб.,
д. 7/9; тел.: +7 (812) 328-94-47; e-mail: vsbuzin@front.ru
Аннотация

 Статья посвящена объяснению происхождения обрядового эпизода русской свадьбы, предписывающего жениху при появлении невесты сидение на «конике» — лавке традиционного русского жилища, которая украшалась изображением головы коня. Поскольку обряд представляет собой инсценировку мифа, то объяснение его должно исходить из соответствующего мифологического сюжета. Таковым, с точки зрения автора, является прибытие героя (нередко конного) к женщине для вступления с нею в брачные отношения после совершения им подвигов, что давало ему право на женитьбу. Сюжет «всадник и женщина» нередко воспроизводился в изобразительном искусстве как древности, так и позднего времени. Особо надо отметить датируемые V—III вв. до н. э. сцены ковра из раскопок курганов местности Пазырык на Алтае, росписи царской гробницы, обнаруженной в Болгарии, а также сюжеты металлических украшений с территории Болгарии с изображением подвигов некоего мужского персонажа и его соития с женщиной. Наконец, сюжет «женщина и всадники» весьма характерен для русской народной вышивки, где он явно наследует данную изобразительную традицию. Особенности иконографии женского образа позволяют предполагать, что он восходит к культу верховного женского божества – «Великой Богини» земледельческих культур неолита-энеолита южноевропейского региона. Появление мужчины-героя, видимо, относится к более позднему времени — формирования подвижных скотоводческих культур эпохи бронзы — раннего железа.

Список литературы

Бернштам 2011  — Бернштам  Т.А.  Герой и его женщины: образы предков в мифологии восточных славян. СПб., 2011.

Бломквист 1956  — Бломквист  Е.Э.  Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и хозяйственные строения) // Восточнославянский этнографический сборник  / Отв. ред.  С.А.  Токарев. М., 1956. С. 3–458. (Труды Института этнографии Академии наук СССР. Нов. серия. Т. XXXI).

Брагинская 1988 — Брагинская Н.В. Небо // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2т. Т. 2: К (Корибанты) — Я / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1988. С. 206–208.

Бузин 2011  — Бузин  В.С.  Тамбовский «репейник»: к семантике одного из элементов декора русского народного жилища  // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2011. Вып. 3. С. 115–125.

Венедиктов, Герасимов 1973  — Венедиков И., Герасимов Т. Тракийското изкуство. София, 1973.

Гимбутас 2006  — Гимбутас  М.  Цивилизация Великой Богини: мир древней Европы. М., 2006. 12 Однако сватается  ли сам герой или  специально посланные для  этого лица  — вопрос, требующий дополнительных изысканий.

Гринцер 1988 — Гринцер П.А. Умирающий и воскресающий бог // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. Т. 2: К (Корибанты) — Я / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1988. С. 547–548.

Гура 1995  — Гура  А.В.  Венок свадебный  // Славянская мифология: Энциклопедический словарь  / Науч. ред. В.Я.  Петрухин и  др. М., 1995. С. 79.

Домострой 1990  — Домострой  / Сост., вступ. ст., пер. и  коммент. В.В.  Колесова. М., 1990.

Евтихиева 2003 — Евтихиева Л.Ю. Тамбовский курагод: Сб. сценариев и матер. для фольклорных коллективов. Вып. 1. Тамбов, 2003.

Кинжалов 1990 — Кинжалов Р.В. Символика «плексиса» в  мифе, обряде, изобразительном искусстве древности и  в  современном фольклоре  // Фольклор и  этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры  / Под  ред. Б.Н.  Путилова. Л., 1990. С. 82–88.

Клейн 2007  — Клейн  Л.С.  Древние миграции и  происхождение индоевропейских народов. СПб., 2007. URL:  /http:// www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/Klein_ Dr_migr_IEN. pdf (дата обращения: 15.05.2012).

Кон 1997 — Кон И.С. Клубничка на березке: Сексуальная культура в России. М., 1997.

Королькова 2009  — Королькова  Е.Ф.  Великая богиня, божественный всадник и загадочные энереи: попытка интерпретации  // Гунны, готы и сарматы между Волгой и Дунаем / Ред.А. Фурасьев. СПб., 2009. С. 11–28.

Криничная 2009 — Криничная Н.А. Красный угол: об истоках и семантике сакрального локуса (по севернорусским материалам) // Этнографическое обозрение. 2009. №2. С. 29–42.

Курочкин 1988 — Курочкин Г.Н. Сюжетные изображения на  войлочных кошмах из  пятого Пазырыкского кургана (к  предыстории шаманизма в  Южной Сибири и  Центральной Азии)  // Историография и  источники изучения исторического опыта освоения Сибири. Новосибирск, 1988. С. 78–79.

Мачинский 1978  — Мачинский  Д.А. Пектораль из Толстой Могилы и великие женские божества Скифии  // Культура Востока. Древность и  раннее средневековье  / Науч. ред. В.Г. Луконин. Л., 1978. С. 131–150.

Маслова 1978  — Маслова  Г.С.  Орнамент русской народной вышивки как  историко-этнографический источник. М., 1978.

Неч 1889  — Неч  Н. Свадебные обычаи в  с.  Хворостянке Усманского уезда  // Тамбовские губернские ведомости. 1889. № 54.

Никишенков 1986  — Никишенков  А.А. Из истории английской этнографии (Критика функционализма). М., 1986.

Петрухин 1995  — Петрухин  В.Я.  Конь  // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В  5т. Т. 2: Д (Давать)  — К  (Крошки)  / Под  общ. ред. Н.И.  Толстого. М., 1999. С.  590– 594.

Пискунова и  др. 2001  — Пискунова  С.В., Махрачева Т.В., Губарева В.В. Словарь тамбовских говоров (духовная и материальная культура). Тамбов, 2001.

Пропп 1986  — Пропп  В.Я.  Исторические корни волшебной сказки / Отв. ред. В.И. Еремина, Н.М. Герасимова. Л., 1986.

Русская изба 1999 — Русская изба (внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстрир. энцикл. / Авт.-сост. Д.А. Баранов и  др.; науч. ред. И.И.  Шангина. СПб., 1999.

Русские 1997  — Русские  / Отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова и др. М., 1997. (Народы и культуры).

Рыбаков 1988  — Рыбаков  Б.А.  Язычество Древней Руси. М., 1988.

Рыбаков 1994  — Рыбаков  Б.А.  Язычество древних славян. М., 1994.

Свадебные обычаи 1890 — Свадебные обычаи и обряды в Козловском уезде // Тамбовские губернские ведомости. 1890. № 113.

Сладковский 1868  — Сладковский. Ответы на  вопросы Этнографического отделения Императорского Русского географического общства о народных обычаях, существующих в  Усманском уезде (Тамбовской губернии)  // Тамбовские губернские ведомости. 1868. № 33.

СУС — Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка  / Сост.Л.  Г. Бараг, И.П. Березовский, К.П. Кабашников, Н.В. Новиков. Л., 1979.

Сысоев 1887 — Сысоев В. Село Пеньки Моршанского уезда // Тамбовские губернские ведомости. 1887. № 67.

Токарев 1988  — Токарев  С.А.  Обряды и мифы // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2т. Т. 2: К (Корибанты) — Я / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1988. С. 235–237.

Украинцы 2000  — Украинцы  / Отв. ред. Н.С. Полищук, А.П. Пономарев. М., 2000. (Народы и культуры). Фрэзер 1983 —

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: Пер. с англ. М., 1983.

Чичикова 2012  — Чичикова  М.  Царската гробница с кариатидите край село Свещари: 30 години от откриването. Исперих, 2012.