Кандидат исторических наук, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета: Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб.,
д. 7/9; тел.: +7 (812) 328-94-47; e-mail: vsbuzin@front.ru
Статья посвящена объяснению происхождения обрядового эпизода русской свадьбы, предписывающего жениху при появлении невесты сидение на «конике» — лавке традиционного русского жилища, которая украшалась изображением головы коня. Поскольку обряд представляет собой инсценировку мифа, то объяснение его должно исходить из соответствующего мифологического сюжета. Таковым, с точки зрения автора, является прибытие героя (нередко конного) к женщине для вступления с нею в брачные отношения после совершения им подвигов, что давало ему право на женитьбу. Сюжет «всадник и женщина» нередко воспроизводился в изобразительном искусстве как древности, так и позднего времени. Особо надо отметить датируемые V—III вв. до н. э. сцены ковра из раскопок курганов местности Пазырык на Алтае, росписи царской гробницы, обнаруженной в Болгарии, а также сюжеты металлических украшений с территории Болгарии с изображением подвигов некоего мужского персонажа и его соития с женщиной. Наконец, сюжет «женщина и всадники» весьма характерен для русской народной вышивки, где он явно наследует данную изобразительную традицию. Особенности иконографии женского образа позволяют предполагать, что он восходит к культу верховного женского божества – «Великой Богини» земледельческих культур неолита-энеолита южноевропейского региона. Появление мужчины-героя, видимо, относится к более позднему времени — формирования подвижных скотоводческих культур эпохи бронзы — раннего железа.
Бернштам 2011 — Бернштам Т.А. Герой и его женщины: образы предков в мифологии восточных славян. СПб., 2011.
Бломквист 1956 — Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и хозяйственные строения) // Восточнославянский этнографический сборник / Отв. ред. С.А. Токарев. М., 1956. С. 3–458. (Труды Института этнографии Академии наук СССР. Нов. серия. Т. XXXI).
Брагинская 1988 — Брагинская Н.В. Небо // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2т. Т. 2: К (Корибанты) — Я / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1988. С. 206–208.
Бузин 2011 — Бузин В.С. Тамбовский «репейник»: к семантике одного из элементов декора русского народного жилища // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2011. Вып. 3. С. 115–125.
Венедиктов, Герасимов 1973 — Венедиков И., Герасимов Т. Тракийското изкуство. София, 1973.
Гимбутас 2006 — Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини: мир древней Европы. М., 2006. 12 Однако сватается ли сам герой или специально посланные для этого лица — вопрос, требующий дополнительных изысканий.
Гринцер 1988 — Гринцер П.А. Умирающий и воскресающий бог // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. Т. 2: К (Корибанты) — Я / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1988. С. 547–548.
Гура 1995 — Гура А.В. Венок свадебный // Славянская мифология: Энциклопедический словарь / Науч. ред. В.Я. Петрухин и др. М., 1995. С. 79.
Домострой 1990 — Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В.В. Колесова. М., 1990.
Евтихиева 2003 — Евтихиева Л.Ю. Тамбовский курагод: Сб. сценариев и матер. для фольклорных коллективов. Вып. 1. Тамбов, 2003.
Кинжалов 1990 — Кинжалов Р.В. Символика «плексиса» в мифе, обряде, изобразительном искусстве древности и в современном фольклоре // Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры / Под ред. Б.Н. Путилова. Л., 1990. С. 82–88.
Клейн 2007 — Клейн Л.С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. СПб., 2007. URL: /http:// www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/Klein_ Dr_migr_IEN. pdf (дата обращения: 15.05.2012).
Кон 1997 — Кон И.С. Клубничка на березке: Сексуальная культура в России. М., 1997.
Королькова 2009 — Королькова Е.Ф. Великая богиня, божественный всадник и загадочные энереи: попытка интерпретации // Гунны, готы и сарматы между Волгой и Дунаем / Ред.А. Фурасьев. СПб., 2009. С. 11–28.
Криничная 2009 — Криничная Н.А. Красный угол: об истоках и семантике сакрального локуса (по севернорусским материалам) // Этнографическое обозрение. 2009. №2. С. 29–42.
Курочкин 1988 — Курочкин Г.Н. Сюжетные изображения на войлочных кошмах из пятого Пазырыкского кургана (к предыстории шаманизма в Южной Сибири и Центральной Азии) // Историография и источники изучения исторического опыта освоения Сибири. Новосибирск, 1988. С. 78–79.
Мачинский 1978 — Мачинский Д.А. Пектораль из Толстой Могилы и великие женские божества Скифии // Культура Востока. Древность и раннее средневековье / Науч. ред. В.Г. Луконин. Л., 1978. С. 131–150.
Маслова 1978 — Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978.
Неч 1889 — Неч Н. Свадебные обычаи в с. Хворостянке Усманского уезда // Тамбовские губернские ведомости. 1889. № 54.
Никишенков 1986 — Никишенков А.А. Из истории английской этнографии (Критика функционализма). М., 1986.
Петрухин 1995 — Петрухин В.Я. Конь // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5т. Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 1999. С. 590– 594.
Пискунова и др. 2001 — Пискунова С.В., Махрачева Т.В., Губарева В.В. Словарь тамбовских говоров (духовная и материальная культура). Тамбов, 2001.
Пропп 1986 — Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Отв. ред. В.И. Еремина, Н.М. Герасимова. Л., 1986.
Русская изба 1999 — Русская изба (внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстрир. энцикл. / Авт.-сост. Д.А. Баранов и др.; науч. ред. И.И. Шангина. СПб., 1999.
Русские 1997 — Русские / Отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова и др. М., 1997. (Народы и культуры).
Рыбаков 1988 — Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988.
Рыбаков 1994 — Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.
Свадебные обычаи 1890 — Свадебные обычаи и обряды в Козловском уезде // Тамбовские губернские ведомости. 1890. № 113.
Сладковский 1868 — Сладковский. Ответы на вопросы Этнографического отделения Императорского Русского географического общства о народных обычаях, существующих в Усманском уезде (Тамбовской губернии) // Тамбовские губернские ведомости. 1868. № 33.
СУС — Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка / Сост.Л. Г. Бараг, И.П. Березовский, К.П. Кабашников, Н.В. Новиков. Л., 1979.
Сысоев 1887 — Сысоев В. Село Пеньки Моршанского уезда // Тамбовские губернские ведомости. 1887. № 67.
Токарев 1988 — Токарев С.А. Обряды и мифы // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2т. Т. 2: К (Корибанты) — Я / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1988. С. 235–237.
Украинцы 2000 — Украинцы / Отв. ред. Н.С. Полищук, А.П. Пономарев. М., 2000. (Народы и культуры). Фрэзер 1983 —
Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: Пер. с англ. М., 1983.
Чичикова 2012 — Чичикова М. Царската гробница с кариатидите край село Свещари: 30 години от откриването. Исперих, 2012.